Петербург Александра Друзя

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Продолжение. Начало – в №126 (49997), октябрь 2020 г.

Татьяна Бадалова


Магистр интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» Александр Друзь продолжает знакомить читателей «Русской мысли» с уникальными памятниками Санкт-Петербурга.

 

Памятник Подвигу ленинградских пожарных, Большой проспект Васильевского Острова

Памятник установили перед зданием пожарной части №9 в 1983 году. А каланчу c сигнальным флагштоком построили еще в XIX веке. По количеству шаров, которые поднимались на башне, можно было определить, какой интенсивности пожар в какой части города. Практически все такого рода башни находились на виду и в виду друг у друга, а наверху всегда дежурил пожарный.

Памятник посвящен мужеству, силе духа и самоотверженности ленинградских пожарных, спасавших город от огня во время блокады в годы Великой Отечественной войны. Скульптор Левон Лазарев вдохновлялся древнеримской скульптурной группой змееборца Лаокоона и его сыновей. Только у родосских ваятелей было три персонажа, а здесь – два. И показана такая же борьба со «змеями» – пожарными шлангами.

В 1985 году памятник внезапно исчез с глаз публики – его перенести во двор здания. Причиной такого решения стало неловкое положение, в котором «оказался» установленный поблизости памятник Ленину: создавалось ощущение, что за ним гонится пожарный с топориком в руках. На прежнее место огнеборцы вернулись только в апреле 1995 года.

 

«Памятник Василию Корчмину», 7-я линия Васильевского острова

Памятники открыли 24 мая 2003 года в рамках празднования 300-летия Петербурга. Из всех легенд о происхождении названия Васильевского острова самой популярной стала легенда о Василии Дмитриевиче Корчмине. Он был сподвижником Петра I, главным царским инженером, разведчиком, дипломатом. В составе Великого посольства обучался военно-математическим наукам за границей. Позже эти знания ему пригодились во время боевых действий – он участвовал во всех основных петровских баталиях.

Корчмин был бомбардир-поручиком артиллерийской роты Преображенского полка, а командовал ею сам Петр. На острове стояла батарея Корчмина, которая должна была оборонять новый город при подходе к нему шведского флота. Так вот, по легенде, Петр I, посылая приказы на эту батарею, адресовал их так: «К Василью, на остров».

На самом деле это, скорее всего, легенда. Когда-то эти земли принадлежали Новгороду – так называемая Невская пятина. Упоминание Васильевского острова встречается еще в новгородских летописях – земля, принадлежащая одному из новгородских посадников Василию.

 

Памятник конке, 6-7 линия Васильевского острова

Конка была одним из первых видов общественного транспорта в Петербурге. Первая конка появилась в Петербурге 27 августа 1863 года. Я бы сказал, что конка сыграла в Петербурге не столько положительную, сколько отрицательную роль. Договор, подписанный с обществом, которое владело конкой, не давал возможности устроить в городе трамвай вплоть до 1907 года, поскольку вся трасса городских рельсов принадлежала обществу конки. И лишь после того как истек договор, начали использовать электрический трамвай. А до этого каждый год, начиная с девятисотых, устраивали временную трамвайную линию на переправе между Адмиралтейским и Петроградским островом в самом широком месте Невы. Но и после начала эры трамваев конка продолжала служить горожанам – до 1917 года.

Памятник конке установили в 2004 году, взяв за образец вагон 1872–1878 годов. Детали восстанавливали по чертежам завода Путилова – их нашли в Центральном архиве. В качестве места установки Васильевский остров был выбран неслучайно – именно здесь проходило самое большое количество маршрутов конки.

В 2005 году памятник дополнили новыми «персонажами» – скульптурами двух лошадей; еще через четыре года у них появился вагоновожатый-кучер. Его одежду воссоздали по историческим фотографиям, записям «Ленфильма» и по материалам. Даже пуговицы кучерского сюртука, с гербом России, сделаны по слепкам с пуговиц оригинальной форменной одежды кучеров, сохранившихся на студии «Мосфильм».

В вагончике долгое время находился пункт продажи билетов на поезда и самолеты, который закрылся с началом пандемии коронавируса.

 

Памятник академику Сахарову, площадь А. Сахарова

Посмотрите, фигура Андрея Дмитриевича не стоит, а как бы парит, словно лишена веса. И в то же время руки заведены назад, будто это сложенные крылья ангела. Автор скульптуры Левон Лазарев хотел показать, что Сахаров был божьим человеком, не от мира сего. Судьба у памятника оказалась очень непростой. Сначала, после смерти академика, здесь установили закладной камень. Тогда же было объявлено, что в 1997 году на него поместят памятник Сахарову. Но в 1997 году поменялось руководство города – вместо Собчака на пост губернатора пришел Владимир Яковлев, и решение вопроса о памятнике отложили. Впоследствии против монумента установки выступал университет, потому что на этой площади каждый год проходила линейка первокурсников. Неизвестно, сколько бы продолжалась эта неопределенность, если бы не настойчивость и авантюризм инициативной группы. Памятник установили в ночь с 3 на 4 мая 2003 года практически нелегально. А 5-го, накануне дня рождения Андрея Дмитриевича, открыли. Чтобы мероприятие не сорвали, организаторам пришлось выдумать, что на открытие приедут два бывших президента – Ельцин и Горбачев. Ни тот, ни другой не приехали, конечно. Но зато памятник установили, и он на своем месте по сей день.

 

Памятник Чижику-Пыжику, 1-й Инженерный мост

Это самый маленький памятник в Санкт-Петербурге. Его высота – всего 11 сантиметров, а вес – 5 килограммов. В 1835 году на набережной Фонтанки было основано императорское училище правоведения. Его студенты носили форменные пыжиковые шапки и зеленые мундиры с желтыми обшлагами и петлицами, поэтому за ними закрепилось прозвище Чижики-Пыжики.

Что касается известной песенки о том, как Чижик-Пыжик «на Фонтанке водку пил», то сохранились воспоминания очевидцев о том, что «Чижики» из училища правоведения часто посещали расположенный неподалеку трактир и бродили вдоль Фонтанки в нетрезвом виде. С идеей увековечить птичку, ставшую символом этого района, в 1994 году, накануне третьего фестиваля юмора и сатиры «Золотой Остап», выступил писатель Андрей Битов. Автором скульптуры стал Резо Габриадзе, архитектором проекта был Вячеслав Бухаев. По первоначальному замыслу Чижик-Пыжик должен был пить воду из Фонтанки, но памятник монтировали зимой, и установке у кромки воды помешал лед на реке.

Чижика похищали уже семь раз – подплывали на лодке и отвинчивали. Несколько раз птичку приходилось отливать заново.

 

Памятник «Петербургскому фотографу», улица Малая Садовая

Памятник работы скульптора Бориса Петрова и архитектора Евгения Домрачева открыли в январе 2001 года. Он является собирательным образом петербургских фотографов конца XIX – начала XX веков. С этим памятником связана примета: если вы хотите всегда удачно получаться на фото и видео, потрите отставленный мизинец бронзового фотомастера.

Место для установки памятника было выбрано неслучайно. В этом доме со стороны Невского проспекта более тридцати лет располагалось известное ателье фотографа Его Императорского Величества Карла Карловича Буллы. Одно время Булла был единственным, кто имел дозволение от полиции на проведение «всякого рода фотографических работ вне дома». У него фотографировались августейшие особы, ученые и писатели, политики и артисты. Один из его знаменитых снимков, сделанный с крыши, – расстрел демонстрации на углу Невского проспекта и Садовой улицы 4 июля 1917 года, когда большевики в первый раз пытались захватить власть и шли с лозунгами и оружием в Таврический дворец.

Многие здания и достопримечательности Санкт-Петербурга сохранились только на снимках Карла Буллы и его сыновей.

А в блокадные годы на углу Невского и Малой Садовой были смонтированы застекленные витрины. В них еженедельно обновлялась фотохроника.

 

Памятник коту Елисею и кошке Василисе, ул. Малая Садовая

В Петербурге часто устанавливают малые скульптуры, которые не являются памятниками. Но с годами они обрастают народными легендами и таковыми памятниками становятся. Сейчас мы стоим перед одним из них. 25 января 2000 года на оконном отливе появился кот Елисей, а 1 апреля на доме напротив – кошка Василиса. Обоих создал скульптор-анималист Владимир Петровичев.

Во время блокады всех кошек в Ленинграде съели, трупы умерших людей лежали на улицах, и расплодились крысы. Чтобы в городе не началась эпидемия, было решено завезти несколько эшелонов кошек. Первые четыре вагона с животными привезли из Ярославля сразу после блокады, а к концу войны около пяти тысяч крысоловов доставили из Сибири – их миссия была в том, чтобы очистить от грызунов «Эрмитаж», музеи и дворцы города. В честь кошек, спасших город во время войны, и появились эти необычные памятники.

В 2014 году Василиса пропала с фасада. После трехмесячного отсутствия ее обнаружили в столице и вернули в Петербург.

Те, кто хотят поймать удачу «за хвост», приходят сюда и подбрасывают монетку – считается, что, если она приземлится рядом с фигуркой, не упав вниз, человеку обязательно повезет, особенно в любви.

 

Памятник «Носу майора Ковалева», дом № 36/11 на пересечении проспектов Римского-Корсакова и Вознесенского

Нос майора Ковалева, героя повести Николая Васильевич Гоголя, появился благодаря творческому тандему художника Резо Габриадзе и скульптора Владимира Панфилова с подачи актера и режиссера Вадима Жука. Его установили 27 ноября 1995 года во время проходившего в Санкт-Петербурге фестиваля сатиры и юмора «Золотой Остап». Почему носом решили украсить дом именно на Вознесенском проспекте, понятно – цирюльник обнаружил его в своем хлебе именно здесь. Розовый гранит, из которого сделан нос, привезли с родных писателю украинских просторов. И цвет неслучаен: действие повести происходит в марте, вот нос и покраснел от холода. Вместе с небольшой серой известняковой плитой памятник весит около 100 кг.

Характер гоголевского персонажа, который гуляет сам по себе, отразился и на судьбе памятника. В 2002 году нос майора Ковалева исчез. «Вынюхивает тайны по закоулкам», – тут же начали шутить петербуржцы. Нашли доску с уже полуразбитым носом лишь спустя год в одной из парадных дома № 15 на Средней Подьяческой улице. За это время авторы успели изготовить копию. От оригинала она отличается более скромными размерами и наличием бородавки. Чтобы второй нос не пропал даром, им украсили фасад нового выставочного зала Музея городской скульптуры в Чернорецком переулке, 2.

А знаете, что интересно? В 2008 году, в День филолога, во дворе филологического факультета СПбГУ установили еще один памятник носу работы скульптора Тимура Юсуфова. Высеченный из камней, присланных крупнейшими университетами мира, он стоит на тонких кривых ножках и в шинели.

 

Памятник писателю Сергею Довлатову перед домом № 23 на улице Рубинштейна

Памятник установили 4 сентября 2016 года, приурочив к 75-летию со дня рождения писателя. Почему именно здесь? Довлатов жил в доме 23 на улице Рубинштейна с 1944 по 1975 год. И это дало толчок к развитию идеи композиции – писатель как будто выходит из своей квартиры к читателям. Автор памятника – скульптор Вячеслав Бухаев – собирался сделать одним из элементов композиции сигарету, поскольку Довлатов много курил. Однако в итоге он отказался от этой затеи из-за вандалов, которые, по его мнению, стали бы «стрелять» сигарету у писателя.

 

Памятник бездомной собаке Гаврюше, ул. Правды

Первоначально статую поставили 8 октября 1999 года во дворе дома 7 на улице Малая Садовая. Скульптор Виктор Сиваков просто подобрал на улице собаку, назвав ее Гаврош. Неожиданно выяснилось, что она девочка, и тогда имя пришлось трансформировать в Гаврюшу. Так появилась идея скульптуры. Во время открытия кто-то ляпнул, что собака исполняет желания. И тут началось. Люди писали свои желания повсюду на окрестных стенах. Тогда в 2001 году рядом с собакой во дворе повесили ящик для желаний, но ручки есть у всех, а бумаги нет. Жителям все это надоело, и через восемь лет они обратились к властям с просьбой, чтобы скульптуру убрали. Ее перенесли в другое место. С 1 июня 2007 года постоянным местом жительства Гаврюши стал сквер на улице Правды. Здесь писать негде, но чтобы с учебой все было в порядке, студенты находящегося

рядом Института кино и телевидения «подкармливают» собаку шоколадными конфетами (во рту у собаки мы обнаружили три конфеты).

 

Скульптура «Петербургский ангел», Измайловский сад

«Петербургский ангел» приземлился на спинку скамейки Измайловского сада 12 октября 2012 года как одна из работ-победительниц, представленных на симпозиуме по городской скульптуре. Бронзовый ангел не слишком роскошно и модно одет, сидит на скамеечке и читает интересную книжку. Художник-кукольник Роман Шустров посвятил свою замечательную скульптуру старикам из своего детства, носителям особенной душевной культуры и интеллигентности. Пережив все невзгоды первой половины XX века – голод, сталинские репрессии, блокаду, – они сохранили в себе оптимизм. Это памятник настоящим питерским старым интеллигентам, которых, к сожалению, остается все меньше и меньше.

В октябре 2015 года ангел стал жертвой собственной популярности – потерял свой зонтик. Нет, на этот раз не воры и не вандалы – элемент отвалился под напором желающих сделать селфи со скульптурой.

Печально и символично, что 15 мая этого года ангел осиротел. Его автор Роман Шустров умер от двусторонней пневмонии.

 

Памятник человеку-невидимке, набережная Фонтанки

Сейчас постамент пуст, но с 1892 по 1931 год здесь был бюст Александра II. Здание психоневрологического диспансера № 7, рядом с которым он установлен, в прошлом занимала Александровская больница для рабочих. Ее построили по личной инициативе и всецело на пожертвования Александра II. И после трагической кончины государя благодарные люди решили воздвигнуть в память о нем монумент.

Но при советской власти от всех увековеченных царей избавлялись. По слухам, бюст Александра II сбросили прямо в Фонтанку. В 30-е годы на его место водрузили памятник вождю мирового пролетариата. Но и он впоследствии исчез.

С легкой руки неведомого шутника на конструкции появилась надпись «Человек-невидимка», отсылающая к герою одноименного романа Герберта Уэллса. Ее регулярно стирают и закрашивают, но буквы, как легендарное пятно в Кентервильском замке, появляются вновь.

Я поддерживаю горожан и обращаюсь к властям: либо восстановите памятник, либо не замазывайте надпись – народная фантазия неудержима. А пока человек-невидимка охотно уступает свое место любому желающему «установить» и сфотографировать памятник себе.

 

Скульптура капли, Крапивный переулок

Символ чистоты петербургских вод открыли в честь завершения работ по строительству узла регулирования стоков главного канализационного коллектора 10 октября 2013 года.

Здесь, под внешне скромным зданием, расположен настоящий подземный город – сооружения уходят на 34 этажа вниз. Система ежедневно очищает огромный объем воды – через очистные сооружения проходит 98% от общего объема городских стоков. Идея этого памятника принадлежит трем людям: Марчелу Короберу, Анастасии Ивановой и Людмиле Клишевич. Реализовал проект архитектор Алексей Тиханов.

 

Памятник Дружбы двух столиц, ул. Бассейная

Это последний проект (установлен в 2017 году) архитектора и скульптора Вячеслава Бухаева. Идея довольно прозрачная – как видим, на монументе выбито двустишие скульптора: «Поребрик – здесь, бордюр – в столице, давайте вместе веселиться». Именно поэтому памятник установлен в Московском районе Санкт-Петербурга. В композиции «Московский бордюр», изготовленный из красного гранита, «обнимается» с высеченным из серого «Питерским поребриком». Каждый украшает улыбающийся «смайлик».

На самом деле поребрик и бордюр – это не два названия одного элемента. Это разные виды установки бортового камня. Бордюр идет вровень с тротуаром, а поребрик выше него. Проще говоря, о поребрик люди спотыкаются с двух его сторон, а о бордюр – только с одной.

Фото: Татьяна Бадалова

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.