К 155-летию Яна Сибелиуса

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Творчество Яна Сибелиуса – не только яркая страница в истории музыкальной культуры Финляндии, известность композитора вышла далеко за пределы его родины

Л. Кожевникова


«Ян Сибелиус принадлежит к тем нашим композиторам, кто наиболее правдиво и без всяких усилий передает своей музыкой характер финского народа», – так писал о замечательном финском композиторе в 1891 году его соотечественник, критик К. Флодин.

Расцвет творчества композитора приходится на конец XIX – начало XX в. – время растущего национально-освободительного и революционного движения в Финляндии. Это небольшое государство входило в то время в состав Российской империи и испытывало те же настроения предгрозовой эпохи социальных перемен. Примечательно, что в Финляндии, как и в России, этот период отмечен подъемом национального искусства. Сибелиус работал в разных жанрах. Им написаны семь симфоний, симфонические поэмы, три оркестровые сюиты. Концерт для скрипки с оркестром, два струнных квартета, фортепианные квинтеты и трио, камерные вокальные и инструментальные произведения, музыка к драматическим спектаклям, но наиболее ярко дарование композитора проявилось в симфонической музыке.

Памятник Яну Сибелиусу в Хельсинки

Сибелиус рос в семье, где поощрялись занятия музыкой: сестра композитора играла на фортепиано, брат – на виолончели, а Ян – сначала на рояле, а потом на скрипке. Несколько позже именно для этого домашнего ансамбля были написаны ранние камерные сочинения Сибелиуса. Первым учителем музыки был капельмейстер местного духового оркестра Густав Левандер. Композиторские способности у мальчика проявились рано – первую небольшую пьесу Ян написал в десятилетнем возрасте.

В 1885 году, несмотря на серьезные успехи в музыкальных занятиях, он становится студентом юридического факультета университета в Гельсингфорсе. Параллельно занимается в Музыкальном институте (мечтая в душе о карьере скрипача-виртуоза) вначале у М. Васильева, а затем у Г. Чаллата.

Среди юношеских сочинений композитора выделяются произведения романтического направления, в настроении которых важное место занимают картины природы. Примечательно, что к юношескому квартету Сибелиус дает эпиграф – написанный им же самим фантастический северный пейзаж. Образы природы придают особый колорит и программной сюите «Флорестан» для фортепиано, хотя в центре внимания композитора – образ героя, влюбленного в прекрасную черноглазую нимфу с золотыми волосами.

Углублению музыкальных интересов способствовало знакомство Сибелиуса с Р. Каянусом – образованным музыкантом, дирижером, превосходным знатоком оркестра. Благодаря ему Сибелиус начинает интересоваться симфонической музыкой, инструментовкой. Его связывает тесная дружба с Бузони, приглашенным в то время на педагогическую работу в Музыкальный институт Гельсингфорса. Но, пожалуй, самое большое значение для композитора имело знакомство с семьей Ярнефельтов, в которой три брата были творческими личностями: дирижер и композитор Армас, писатель Арвид и художник Ээро. Их сестра Айно впоследствии стала женой Сибелиуса.

Для совершенствования музыкального образования Сибелиус едет на два года за границу: в Германию и Австрию (1889–1891), где совершенствует музыкальное образование, занимаясь у А. Беккера и К. Гольдмарка. Он внимательно изучает творчество Р. Вагнера, И. Брамса и А. Брукнера и на всю жизнь становится приверженцем программной музыки.

По словам композитора, «музыка может полностью проявить свое воздействие только тогда, когда ей дает направление какой-либо поэтический сюжет, другими словами, когда музыка и поэзия объединены». Этот вывод рождался именно в тот период, когда композитор анализировал различные методы композиции, изучал стили и образцы выдающихся достижений европейских композиторских школ.

29 апреля 1892 года в Финляндии под управлением автора с огромным успехом была исполнена поэма «Куллерво» (на сюжет из «Калевалы») для солистов, хора и симфонического оркестра. Этот день считается днем рождения финской профессиональной музыки. Сибелиус неоднократно обращался к финскому эпосу. Поистине всемирную известность принесла композитору сюита «Лемминкяйнен» для симфонического оркестра.

В конце 1890-х гг. Сибелиус создает симфоническую поэму «Финляндия» (1899) и Первую симфонию (1898–1899). В это же время он создает музыку к театральным спектаклям. Наибольшую известность получила музыка к спектаклю «Куолема» А. Ярнефельда, в особенности «Грустный вальс» (мать главного героя, умирая, видит образ своего умершего мужа, который как бы приглашает ее на танец, и под звуки вальса она умирает). Сибелиус написал также музыку к спектаклям: «Пеллеас и Мелизанда» М. Метерлинка (1905), «Пир Валтасара» Я. Прокопе (1906), «Белый лебедь» А. Стриндберга (1908), «Буря» В. Шекспира (1926).


«Творить в еще более широких масштабах, продолжать там, где закончили мои предшественники, создавать искусство современное является не только моим правом, но и моей обязанностью».

 Ян Сибелиус


В 1906–1907 гг. он посетил Петербург и Москву, где встречался с Н. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым. В 1900-х гг. композитор большое внимание уделяет симфонической музыке – так, в 1902 году он пишет Вторую симфонию, а через год появляется его знаменитый концерт для скрипки с оркестром. Оба произведения отличаются яркостью музыкального материала, монументальностью формы. Но если в симфонии преобладают светлые краски, то концерт насыщен драматическими образами. Причем композитор трактует солирующий инструмент – скрипку – как инструмент, равнозначный по силе выразительных средств оркестру. Среди сочинений Сибелиуса 1920-х гг. появляется вновь музыка, навеянная «Калевалой» (симфоническая поэма «Тапиола», 1926).

Последние 30 лет жизни композитор не сочинял. Однако творческие контакты с музыкальным миром не прекращались. К нему приезжали многие музыканты из разных стран мира. Музыка Сибелиуса звучала на концертах и была украшением репертуара многих выдающихся музыкантов и дирижеров XX в.

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.