Наследие Владимира Шнейдерова

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

«Клуб кинопутешествий», впервые вышедший в эфир в начале 1960-х, стал одной из примет оттепели

Александр Братерский, Юрий Сальников


Путешественник, публицист, режиссер художественного и документального кино Владимир Шнейдеров (1900–1973) был для миллионов советских зрителей прежде всего создателем и первым ведущим программы «Клуб кинопутешествий» (позднее она стала называться «Клуб кинопутешественников»), благодаря которой в эпоху «железного занавеса» можно было, не вставая с дивана, посетить и джунгли Африки, и ледовые поля Арктики.

Наследие Шнейдерова актуально и в наши дни – его картина «Два океана» о легендарном походе корабля «Александр Сибиряков», доказавшем возможность регулярного плавания по Северному морскому пути, стала символом освоения Арктики, что сегодня имеет важное значение для Российского государства.

«Клуб кинопутешествий», впервые вышедший в эфир в начале 1960-х, был такой же приметой оттепели, как и вечера поэзии в Политехническом музее и словесные баталии между физиками и лириками. Неутомимый путешественник, который к тому времени объехал практически весь Советский Союз, Шнейдеров стал одним из ярких голосов эпохи. Телевизионные рейтинги тогда не мерили, но передача Шнейдерова, куда он в качестве соведущих нередко   приглашал маститых ученых, смотрелась на одном дыхании.

После каждой передачи Шнейдеров получал сотни писем от зрителей и на многие из них отвечал лично. Эти письма стали «социальной сетью», которую создавал Шнейдеров своими работами.

Любовь к путешествиям Шнейдерову привил отец, обрусевший немец, который матросом побывал во многих странах. В семье было немало книг о путешествиях, и будущий документалист читал их запоем.

От «Подножия смерти» до «Джульбарса»

К этому времени, когда телезрители познакомились с ведущим «Клуба кинопутешествий», он уже был признанным режиссером документальных и художественных фильмов, отразивших его страсть к путешествиям. Среди них – документальный фильм «Великий перелет» (1925), посвященный полету Москва – Китай – Япония. «Пролетаем над местами, не видавшими человека. Фиксируем исключительную по интересу натуру»,телеграфировал режиссер в редакцию одной из газет. Страна в то время была увлечена авиастроением, дальними перелетами, и дух этой эпохи прекрасно передает фильм.

В 1928 году выходит фильм Шнейдерова «Подножие смерти», посвященный Памиру. Именно так переводится с древнеиранского языка название знаменитой вершины. Музыку к картине написал композитор Фриц Веннайс, который и впоследствии будет работать в кино и создаст саундтреки ко многим художественным фильмам.

После успеха документальных кинолент Шнейдеров пробует себя в художественном кино и довольно успешно. В 1936 году на экраны выходит его приключенческий фильм «Джульбарс». История собаки, которая помогает пограничникам бороться с повстанцами-басмачами, была хорошо принята зрителями. Кроме главного четвероного героя, фильм запомнился великолепными видами Памира. Сценаристом выступил журналист и писатель Габриэль Эль Регистан, соавтор государственного гимна СССР.

В 1937 году Шнейдеров снимет остросюжетную картину о советско-монгольской экспедиции «Ущелье Аламасов».

Через Йемен к Северному полюсу

Путешествия, которые для Шнейдерова были страстью его жизни, он превращал в захватывающие истории. Таким был его цикл «Путешествия по СССР», где великолепная природа перемежалась с картинами быта народов огромной страны. Однако первый опыт создания документального кино о путешествии был связан у Шнейдерова не с Россией, а с Йеменом. Эта страна, которая сегодня появляется в СМИ лишь в связи с кровопролитным военным конфликтом, известна своей великолепной природой.

В Йемене съемочную группу ожидало немало приключений, пришлось даже заниматься несвойственным для кинематографистов делом – электрификацией дворца принца Сейфуля-Ислама Мохаммеда… Впоследствии режиссер так опишет эту «операцию» в книге «Эль Йемен», вышедшей после премьеры фильма в 1930 году: «Начинаем работать… В аптеках был конфискован весь запас лейкопластыря. Он заменяет отсутствующую изоляционную ленту. В гареме принцессы и рабыни обматывают шелком из своего рукоделия большие гвозди, которые будут выполнять роль изоляторов. Весь дворец работает. Сам принц на окрики “джиб макасс” – “дай ножницы” – спешит подать их мне или оператору. О нас усиленно заботятся. От нас ничего не прячут, кроме, конечно, жен…»

Современные исследователи Йемена нередко обращаются к картине режиссера как к одному из лучших этнографических памятников эпохи.

То же можно сказать и о документальном фильме «Два океана» (1933) об арктическом походе ледокольного парохода «Александр Сибиряков», который вошел в историю как судно, совершившее первое плавание по Северному морскому пути за одну навигацию и положившее начало его освоению.

Немой фильм, снятый оператором Марком Трояновским, завораживает и современного зрителя. «Плавание ледокола “Сибиряков” стало историческим, а фильм “Два океана”, снятый в этой экспедиции, приобрел значение летописи великих свершений», – писала о нем биограф режиссера, критик Маргарита Нечаева.

«Сибирякова», которым командовал прославленный арктический капитан Владимир Воронин и на борту которого находились 100 человек команды, а также руководитель арктической экспедиции Отто Шмидт и Шнейдеров, ждали тяжелые испытания: судно едва не погибло во льдах.

«Раздается ужасный треск – такого мы еще не слыхали, потом наступает жуткая тишина. Это уже не лопасть, это обломался конец гребного вала, и мы потеряли весь винт, который лежит теперь на дне морском. “Сибиряков” перестал быть судном и сделался игрушкой течений и ветров», – так описывал происходящее один из участников экспедиции, океанолог Владимир Визе.

Израненный льдами, со срезанными винтами корабль не мог самостоятельно двигаться, а до Берингова пролива оставалось 20–25 миль… И тогда штурман Юрий Решетников предложил сделать из палубных брезентов и угольных мешков паруса! Капитан согласился с ним, и вскоре грязно-белые брезенты и угольные мешки стал надувать попутный ветер. «Сибиряков» набрал скорость и на третьи сутки вошел в Берингов пролив. Небольшой буксир «Уссуриец» отбуксировал его – с короткой остановкой во Владивостоке – на судоремонтный завод в Японии.

За работу над фильмом «Два океана», который неоднократно демонстрировался на многих европейских кинофестивалях, Шнейдеров впервые в истории советского кино был награжден орденом Трудового Красного знамени.

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.