Наполеон на «Беллерофоне»

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Работа Чарльза Лока Истлейка – единственный портрет поверженного французского императора, когда-либо написанный английским мастером

Вячеслав Катамидзе


 Говорят, за то время, что Наполеон Бонапарт правил Францией и захваченными им (или низведенными до положения колоний) странами, было написано около двухсот его портретов. Из них не более тридцати стали известны, поскольку были созданы ведущими французскими и иными европейскими мастерами. Однако есть один его портрет, о котором французские историки и искусствоведы говорить не любят: это портрет, написанный с натуры британским художником Чарльзом Истлейком «Наполеон на борту “Беллерофона”».

 Наполеон сдался капитану «Беллерофона» спустя примерно месяц после битвы при Ватерлоо. Все это время французские власти, включая Временное правительство в Париже, требовали от Наполеона, чтобы он как можно скорее покинул Францию. Если бы он задержался во Франции, он рисковал стать узником Бурбонов или австрийцев, а во Франции очень не хотели, чтобы бывший император был казнен или оказался в тюрьме.

 Было решено, что Наполеону лучше всего сдаться англичанам и попросить у них политического убежища. Но Наполеон все еще надеялся, что ему удастся избежать кары в Европе и оказаться на американском континенте.

10 июля он послал двух своих эмиссаров, генерала Савари и графа де Лас-Каза, на английский линейный корабль «Беллерофон», чтобы те встретились с капитаном Мейтлендом и обсудили с ним возможность содействия англичан  в эмиграции бывшего императора в Соединенные Штаты.

 Наполеон не знал, что всем капитанам британского флота, включая Мейтленда, было приказано ни в коем случае не допустить такого развития событий. Поэтому Мейтленд отказался помогать Наполеону, но любезно предложил взять его с небольшой свитой на борт своего корабля, чтобы доставить в Великобританию. Переговоры шли несколько дней, и когда Наполеон окончательно убедился, что смягчить позицию англичан не удастся, он решил им сдаться.

 15 июля бывший император прибыл на борт «Беллерофона» и тем самым отдал свою судьбу в руки британского принца-регента.

 Сначала «Беллерофон» стал на якорь в заливе Торбей, близ маленького рыбацкого городка Бриксхем. Слух о том, что на корабле находится сам Бонапарт, быстро распространился в городке, и корабль окружили десятки шлюпок. Говорили, что бывший император сильно страдал от морской болезни во время путешествия и что ему пора выйти на берег, оказаться, наконец, на твердой почве. Разговоры такого рода и бурный интерес жителей приморского района к пассажиру «Беллерофона» вызвали недовольство властей. В королевстве не желали, чтобы Наполеон ступил на британскую землю в Бриксхеме или в любом другом месте, поэтому было принято решение переместить «Беллерофон» в Плимутский залив. Наполеону предстояло пробыть на корабле какое-то время: ведь решить его судьбу должны были все монархи стран-победителей, а не только британский принц-регент.

 Но вскоре Плимут и его окрестности были взбудоражены сообщением о том, что Наполеон находится на линейном корабле «Беллерофон»: тысячи жителей бросились нанимать лодки, чтобы приблизиться к кораблю и взглянуть на этого монстра, который десятки лет терзал всю Европу. Они были поражены тем, что увидели. По палубе ходил полненький мужчина маленького роста, одетый в форму полковника французской гвардии; он временами приседал, чтобы размяться, или делал зарядку. Когда к кораблю подплывала очередная лодка, он снимал треуголку, приветствуя «экскурсантов». Ему, похоже, нравилось внимание британской публики. И все это никак не согласовалось с тем образом «людоеда, истребителя молодежи», который сложился у англичан…

И. Айвазовский. «Наполеон на острове Святой Елены» (фрагмент). 1897

В Плимуте в то время работал художник Чарльз Лок Истлейк, знаток европейской живописи и истории искусств. Он не стал обычным зрителем: Истлейк быстро арендовал лодку, велел подплыть к кораблю и начал делать зарисовки, которые позволили ему позже написать картину «Наполеон на борту “Беллерофоне”». И это, кстати, единственный портрет поверженного французского императора, когда-либо написанный английским мастером!

 На картине Наполеон занимает центральное место; довольно большое пространство на холсте отведено британскому флагу – символу окончательного поражения Наполеона в битве при Ватерлоо. Слева от Наполеона мы видим генерала Бертрана, преданного ему человека, последовавшего за ним на остров Эльба. Взгляд у побежденного императора довольно пустой; он не знает, какую судьбу ему готовят европейские монархи, но ожидает самое страшное: в заключении или ссылке его ждет жизнь, в которой не будет места не только сражениям или походам, но и просто действиям, что для него равносильно смерти.

 Как мы знаем, он был сослан на остров Св. Елены, находившийся на расстоянии двух тысяч километров от берегов Африки. Он имел на острове полную свободу передвижения, совершал прогулки верхом, его не ограничивали в контактах с кем бы то ни было, хотя на острове находился отряд английских военных и представители Франции, России и Австрии. Климат на острове был здоровым, Наполеон ни в чем не нуждался, но он страшно тосковал. После жизни, полной действий, бывший император, обладавший огромной работоспособностью, чувствовал себя абсолютно потерянным. Единственным серьезным его занятием было диктовать свои воспоминания. В них он признал войну с Россией одной из главных своих ошибок, имевших для него катастрофические последствия. Умер Наполеон в 1821 году.

 Что же касается Истлейка, то его картина привлекла внимание широкой публики; ее называли бесспорным успехом художника. Его популярность быстро росла: ему стали заказывать полотна, на которых и портрет, и жанр, и реальность обстановки были важны для композиции в равной степени.

 Его знания в области европейской живописи были высоко оценены. В 1843 году он стал первым куратором Национальной галереи в Лондоне, в 1850-м – президентом Королевской академии, а в 1855-м – директором Национальной галереи.

 Истлейк был гуманистом, обладал энциклопедическими знаниями. В частности, его знания в области европейской культуры и живописи помогли не только формированию, но и изучению собрания Национальной галереи, которой он завещал свою обширную художественную коллекцию.

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.