Легенда русского балета

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

К 140-летию великой Анны Павловой

Валентина Скляренко


Заколдованный мир балета. Многолетний ежедневный изнурительный труд, доводящий каждое движение до автоматизма, до завораживающего, магического совершенства. И вдохновенный, искусный, романтический полет танца, заставляющий зрителя поверить, что именно так трепещет душа, стучит сердце и проявляются глубинные человеческие чувства. Не каждому суждено достичь таких высот откровения в искусстве, остаться в памяти шедевром, к которому можно стремиться, но повторить – нельзя.

Анна Павлова принадлежит к редчайшей плеяде звезд, свет от которых идет через века. Наверное, у колыбели крошечной, недоношенной девочки, родившейся 12 февраля 1881 года у бедной прачки, стояла добрая фея.

Самым ярким воспоминанием детства было первое посещение театра. В тот день в Мариинке давали «Спящую красавицу». Девочке все было в новинку: парадный подъезд, торжественность лестниц, лож, золото лепнины и тусклое мерцание бархата. Но все это затмило волшебство балета. «Я вырасту и буду танцевать, как принцесса Аврора», – решительно заявила она маме.

Аню Павлову зачислили в Петербургское балетное училище в 1891 году. Девочка оказалась на удивление трудолюбивой и упорной и чем-то неуловимо отличалась от сверстниц. Она жила в мире движений, выпевала каждую ноту жестом, находила что-то свое в привычных, заученных позах.

Выпускной спектакль состоялся 11 апреля 1899 года, после чего Анна сразу же была зачислена в корифейки Мариинского театра, минуя кордебалет. Она только начинала свое стремительное восхождение к вершине, где в это время царствовали М. Кшесинская, О. Преображенская, Ю. Седова, В. Трефилова, Л. Егорова, А. Ваганова. Почти в каждом спектакле Павловой поручали один-два танца, и она умела их превратить в небольшую роль, удивляя публику потоком чувств, заставляющих зал дышать с ней в унисон. Шаг ее был невесом, казалось, балетные туфельки не прикасаются к полу. «Новенькую» почти сразу отметил Мариус Петипа, отдав ей, а не своей дочке Любе, партию Флоры («Пробуждение Флоры»).

Личной жизнью Павловой оставался танец, пока в ее окружении не появился Виктор Дандре. Отпрыск аристократического рода с французскими корнями был богат, хорош собой, имел чин придворного советника и в сенатском департаменте занимал не последнее место. Ему по «чину» положено было иметь «малютку из балета». Виктор слыл заядлым балетоманом и Павлову выделил сразу: воздушное хрупкое создание, обладающее чарующей выразительностью каждого жеста. Анна мучилась положением содержанки и мечтала стать «мадам Дандре», но жениться на танцовщице Виктор не собирался. Любовь, вспыхнувшая между ними, была полна боли и надрыва, каждый из них побывал в роли и тирана, и жертвы.

Конец 1905 – начало 1906 года. Цепь сплошных триумфов Павловой: «Дон Кихот», «Очарованный лес», «Дочь фараона», гастроли в Москве. Она не просто достигла уровня признанных балерин Мариинки, но сумела превзойти их, придавая композициям классического танца утонченность, очарование и неземную грацию.

Живую струю в репертуар Павловой внесла работа с Фокиным как с балетмейстером («Виноградная лоза», «Евника», «Шопениана», «Египетские ночи», «Павильон Артемиды», «Сильфида» и др.). Но вершиной сотрудничества двух гениев балета стала созданная за несколько часов под звуки мандолины легендарная хореографическая миниатюра «Лебедь» (1907 г.).

Одинокая, тоненькая женщина, изящно-нежная, как сама мелодия, на непривычно пустой сцене с первым аккордом арфы тихо поднималась на носочки и «грустно плыла через сцену». Руки-крылья вторили раздумьям виолончели, чуть заметный перебор ног вился, словно волна на озерной глади. Печальные, умиротворяющие, сплетенные воедино танец и мелодия… Лишь через несколько лет перед названием «Лебедь» появился эпитет «умирающий», и тема лирического покоя сменилась тихой мукой страдания. И когда последнее движение жизни мягкой судорогой бежало по телу к кончикам пальцев – зал замирал. В минутной гремящей тишине люди приходили в себя. От начинавшихся оваций содрогались стены. С этой миниатюрой к Павловой пришло бессмертие. «Гадкий утенок» стал «Лебедем», воплотив в танце жизнь человеческого духа. «Я понял, что написал прекрасную музыку», – сказал К. Сен-Санс, увидев танец Павловой.

В 1909 году Павлова с труппой дягилевского балета уехала во Францию. Анну назвали «неподражаемым явлением в искусстве» и наградили вместе с Фокиным и Нижинским Академическими пальмами. Но в самый разгар своего триумфа Павлова неожиданно подписала кабальный контракт с лондонским менеджером агентства Брафф.

«Звезда» репертуара покинула труппу, стараясь не замечать косых взглядов: все думали, что дело только в баснословном гонораре. Но танцевать в течение года по два раза в день и не только в театрах, но и в мюзиклах, в очередь с дрессированными собачками и куплетистами, прославленная балерина согласилась только ради Виктора. Он влез в долги и попал в тюрьму. Официально залог в 35 тыс. руб. внес брат Виктора. К тому же Анне пришлось уплатить неустойку в дирекцию императорских театров за нарушение контракта в размере 21 тыс. руб.

Отработав кабальный контракт, Павлова создала свою труппу и уехала в США. Здесь в 1911 году Анна и Виктор тайно обвенчались. Теперь условия диктовала Павлова: Виктор терпел все капризы примадонны, работая при этом управляющим труппы, импресарио и бессменным менеджером несравненной Павловой.


«Преследовать безостановочно одну и ту же цель – в этом тайна успеха. А что такое успех? Мне кажется, он не в аплодисментах толпы, а скорее в том удовлетворении, которое получаешь от приближения к совершенству. Когда-то я думала, что успех – это счастье. Я ошибалась. Счастье – мотылек, который чарует на миг и улетает».

Анна Павлова


Павлова сделала необыкновенно много для того, чтобы слава русского балета пронеслась по всему миру. Танцовщица стала легендой при жизни. Последний раз в России она выступила в 1914 году, а затем Первая мировая война и революция навсегда разлучили ее с родиной. Своим домом Павлова считала Айви-Хауз – Дом Плюща – в окрестностях Лондона, где среди живописного сада плавали в пруду белоснежные лебеди. Настоящим же домом балерины стали сцены всего мира – США, Япония, Китай, Индия, Египет, Южная Америка, Австралия, Новая Зеландия, Англия, Бирма, Ява….

«Я ценю в вас не просто прекрасное, но нечто возвышенное, чудесное, необъяснимое! И ценю настолько, что готов убить вас для того, чтобы это видение осталось последним образом, не искаженным вами же, чтобы никогда не видеть вас недостойной вашего гения!» – сказал ей осенью 1930 года знаменитый танцовщик Сергей Лифарь.

Мир не увидел увядания гения. Нелепая простуда и плеврит сожгли ее за неделю. 23 января 1931 года Анна Павлова скончалась. Последними ее словами были: «Приготовьте мой костюм Лебедя…»

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.