К 100-летию окончания гражданского противостояния в России
Августин Соколовски, доктор богословия, священник
Вспоминая столетие окончания Гражданской войны в России, обратимся к тематике патриаршества в Церкви. Скажем о том, как этот древний институт церковного управления был восстановлен в России в ходе двух революций 1917 года. Обратимся к его богословской этимологии, рассмотрим и его осуществление в древних церквях Востока и Запада. Тем самым постараемся внести свой скромный вклад в воспоминание важнейших и скорбных событий столетней давности в нашем Отечестве.
В период с 15 (28) августа 1917 года до 7 (20) сентября 1918 состоялся Поместный Собор Православной Российской Церкви. Это событие стало первым священным собранием Русской Церкви со второй половины XVII века. По причине особенного характера церковно-государственных отношений в Российской империи в предшествующее Февральской революции время созыв Собора не представлялся возможным.
Получается, что сам факт созыва такого собрания тесно связан с Февральской, а затем и Октябрьской революциями в России. Церковь была отделена от государства, а потому на весьма краткое время получила возможность определять правила собственного существования. Важнейшим деянием Собора по праву считается восстановление патриаршества. Институт патриаршества был официально упразднен в 1721 году, Церковь же управлялась коллективно. Во главе ее стоял Святейший Синод, а формально сам Всероссийский император.
5 (18) ноября 1917 года Патриархом был избран митрополит Тихон (в миру Василий Иванович Белавин) и 21 ноября (4 декабря) торжественно возведен на патриарший престол. Это событие совпало тогда для Церкви и государства со вступлением России в Гражданскую войну, 100-летию окончания которой посвящен данный номер «Русской мысли».
Патриаршество Тихона было недолгим. Он подвергался преследованиям со стороны большевистской власти, много страдал, находился под домашним арестом, а 7 апреля 1925 года скончался в Донском монастыре в Москве. В октябре 1989 года он был прославлен Русской Церковью как исповедник веры.
100-летие окончания Гражданской войны в России – важный повод вспомнить не только о Патриархе Тихоне, но и о последнем Патриархе Всероссийском Адриане, преемником которого спустя два с небольшим столетия стал св. Тихон.
В 1690 году Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Казанский Адриан. Избрание произошло 24 августа (3 сентября). Выдающийся иерарх прошлого столетия митрополит Антоний Храповицкий (1863–1936) почитал Адриана во святых. В своих трудах по восстановлению патриаршества Антоний молитвенно уповал на ходатайство Адриана пред Богом во святых.
Тогда, в самом начале XX века, сама мысль, что патриаршество в Русской Церкви вскоре будет восстановлено, казалась невозможной. Митрополит Антоний верил, что если это произойдет, то подлинно будет чудом Божьим. Удивительно, но без ревностных трудов и проповедей Антония, восстановления патриаршества, быть может, и не произошло. Причем первоначально даже на самом Поместном Соборе 1917–1918 годов восстановление патриаршества некоторым его участникам не представлялось необходимым. Но судьбами Божьими во главе Русской Церкви в самом начале гражданского противостояния встал Патриарх.
Так судьбами Божьими Патриарх Адриан в Духе Святом сделался причастным нашей новейшей церковной истории. Адриан был последним патриархом первого патриаршего периода истории Русской Церкви. Его титул: «Московский и всей России, и всех Северных Стран Патриарх». В приходах Русской Церкви в Скандинавии он используется и по сей день. Очевидно, что актуальность свою этот древний титул не утратил.
Адриан отошел ко Господу в 1700 году. Духа он был монашеского, оставил после себя ряд назидательных творений, а также небольшую переписку с Петром I. По воле Царя преемник Адриану избран не был. Русская Церковь вступила тогда в Синодальный период. Более чем два столетия она управлялась коллегиально. Во главе ее формально стоял сам государь. Другими восточными православными патриархами Святейший Синод именовался «возлюбленный во Христе брат».
При воспоминании о Патриархе Адриане очень важно для нас благодарить Бога за патриаршество в нашей Церкви, за то, что на Поместном Соборе 1917–1918 годов в нашей Церкви оно было возрождено, и, конечно же, важно понимать происхождение и суть самого патриаршего служения. Немаловажно помнить, что первоначально предстоятели, то есть высшие иерархи Поместных Церквей древности, носили титул архиепископов или просто епископов.
Таковым, например, был предстоятель великой Древней Православной Карфагенской Церкви мученик Киприан (+258). Римская империя на рубеже IV–V веков насчитывала около 50 миллионов жителей. В Православной Церкви было около двух тысяч епископов.
Иудеи, которые не приняли Господа Иисуса, продолжали соблюдать Закон Моисея и ожидать политического освободителя – Мессию. Формальным же главой иудеев, а точнее тем, с кем римские власти предпочитали говорить в случае споров, конфликтов и недоумений, был иудейский Патриарх, именовавшийся Наси. Так было вплоть до 415–426 годов, когда ставшая христианской Римская империя положила конец этому институту.
Святитель Кирилл Иерусалимский (315–387) был первым иерархом, который принял титул патриарха, главы Поместной Церкви, предстоятеля именно православных христиан. Епархия града Иерусалима тогда подчинялась архиепископу Кесарии Палестинской.
Благодаря святителю Кириллу такое особенное именование иерусалимского епископа патриархом не только утвердило авторитет этого иерарха, но в будущем, спустя примерно столетие, способствовало признанию Иерусалима на IV Вселенском Соборе в Халкидоне в 451 году в качестве Поместной Церкви и Патриархата.
При этом важно, что Великий Отец Церкви, автор знаменитых «Огласительных Поучений» Кирилл тогда пророчески свидетельствовал о том, что подлинный Народ Божий – это Церковь, Новый Израиль, Православные Христиане. Патриарх же – Отец Верующих, Ходатай, Молитвенник, Защитник Верных от сильных мира сего. Вдохновляясь этим примером, патриархами стали именоваться предстоятели и других важнейших поместных православных церквей.
В отличие от восточных православных патриархатов Константинополя, Антиохии и Иерусалима, Западная Церковь, первенство в которой традиционно принадлежало Риму, не стремилась к тому, чтобы закрепить патриаршество в качестве постоянной институции. И хотя титул «Патриарх Запада» в свое время был дарован римским папам, особенного значения этому сам Рим не придавал. В 2006 году этот титул был упразднен Бенедиктом XVI. Действительно, роль патриархов, то есть подлинных Отцов и Защитников Народа Божия римские папы уступали святым. Так, в V веке подлинным Патриархом Запада стал для всей Западной Европы епископ города Тур во Франции святой Мартин (316–397).
По удивительному совпадению, память его празднуется Церковью 25 октября. То есть тогда же, когда мы вспоминаем 100-летие окончания гражданского противостояния в России.
По традиции иерархи, которых Церковь прославила во святых, именуются «святителями». Таким святителем был и святой Мартин Турский. Помимо этого, в лице
святого Мартина мы почитаем покаявшегося римского воина, аскета-подвижника, святителя, бессребреника и чудотворца. Благодаря своему милосердию к бедным, преследуемым и гонимым Мартин вошел в память Народа Божия с именем «Милостивого».
Именно Мартин основал первый монастырь на территории современной Франции, много проповедовал в Галлии и за ее пределами. Существует мнение, что он стал первым канонизированным в Древней Церкви на Западе святым, который не был мучеником. Святой Мартин, образ которого сравним с Николаем Чудотворцем, был одним из наиболее почитаемых святых христианской древности.
С христианизацией Европы, в частности Германии, распространялось и почитание святого Мартина. В его честь возводились все новые и новые храмы. Только во Франции в честь Мартина названо 237 населенных пунктов и около 3600 церквей. Наконец, в честь Мартина Турского был назван великий реформатор Мартин Лютер (1483–1546).
С именем Мартина связано множество обычаев, народных и общественных традиций. Так, подобно Юрьеву дню на Руси, слуги могли переходить к другим господам в день святого Мартина. Этот же день был днем заговенья на рождественский пост, некогда принятым в западной христианской традиции.
Почитанию Мартина обязано своим происхождение и слово «капеллан». Так первоначально называли священников, хранителей «капы» – мантии святого Мартина. Существует и особенный паломнический путь святого, который начинается с места рождения святителя на территории современной Венгрии, проходит по местам его подвигов, чудотворений и проповедей (по Италии, Нидерландам, Испании, Хорватии и Польше) и заканчивается в городе Тур.
Почитание святителя Мартина чрезвычайно велико. Несомненно, он является одним из наиболее чтимых святых в истории. Причем это почитание распространяется не только на православный, но и на весь христианский мир.
Как спонтанная реакция на столь великую славу одного из святых возникает вопрос, почему же некоторые святые почитаются больше других. Ответ на него раскрывается в библейском учении, согласно которому бессмертный, созданный по образу Божию человек, достигший богоподобия в святости, живет и продолжает жить во веки. Даже после смерти остается живой, мыслящей, любящей личностью.
Поэтому многие святые предпочли славословить Бога день и ночь. Как бы удалиться от почитания людьми и после смерти телесной сохранить то смирение, что оживотворяло души их в телесной жизни на земле. Как сказано в книге Апокалипсис: «Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровью Агнца. За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них» (Апок.7;14-15).
Эти, возлюбившие более всего славословие Бога святые руки свои возложили на святителя Мартина и поручили ему заступничество за людей. Сами же великие святые и прежде всего святители, святые епископы, современники самого Мартина, предпочли пребыть в неизвестности.
По сути, ровесник славного в истории христианства IV века, Мартин был собеседником Амвросия Миланского (340–397) и Павлина Ноланского (354–431) и многих других, говоривших и упоминавших о Мартине в своих произведениях.
По смерти святой Мартин удостоился не только великого почитания – ему пришлось и пострадать. Так, мощи святого были частично уничтожены иконоборцами протестантами-гугенотами в XVI веке, а посвященная ему древняя церковь в Туре была разрушена во время Французской революции. Подобно великим святым и святыням Русской Церкви, на долю которых выпали огромные испытания после революции 1917 года, святой Мартин и его почитание также оказались под ударом французских революционеров в 1789 году.
Пострадала память святого и в новейшее время. Так, в результате секуляризации, то есть процессов обмирщения государства и общества в XIX–XX веках, произошло заметное угасание его почитания. Некогда один из самых почитаемых святых, подлинный Патриарх Запада на рубеже второго и третьего тысячелетий вдруг оказался забытым. Словно с приближением Второго Пришествия Господня, в эти последние времена мира, Мартин Милостивый особым образом умилостивил Бога, упросив предать его забвению, чтобы, по слову Апостола Павла, ожидать Парусии Господа со всеми святыми на Небесах (ср. Фил.3;20-21). Получается, что если возраст дан нам, чтобы научиться прощаться, то святость дарована Богом, чтобы научиться скрываться (ср.Мф.6;1-4).
Событие революции 1917 года и последующее гражданское противостояние в России для многих стало подлинным потрясением. И все же в истории мира и Церкви таких потрясений было несколько. Все они предоставляют нам важную возможность размышления над судьбами Царства и Священства.
Так, в 476 году пал Рим. Вождь завоевателей Одоакр захватил город и отослал царские регалии в Константинополь. При этом Римская империя не прекратила свое существование. Ведь формально разделение между Востоком и Западом отсутствовало. Однако Вечный город, веками господствовавший над миром, утратил свое политическое значение. Начались времена упадка и маргинализации.
Для нас важно помнить о том, что в истории православия существовало два мировоззрения, выразителями которых были блестящие представители Святоотеческой Мысли. Именно они предопределили последующее развитие цивилизаций Востока и Запада и возникновение противоречий и противостояний на последующие времена.
Так, отец церковной истории Евсевий Кесарийский (269–339) считал, что принятие христианства императором Константином – благословение свыше. Отныне, по мнению Евсевия, христианство и империя должны были идти рука об руку. Православные Цари, по мнению Евсевия, до скончания века будут оберегать и обустраивать Церковь. Подробное видение вопроса было выражено Евсевием в его знаменитой «Похвале императору Константину».
Евсевий лично знал Константина, был приближен ко двору, а потому сформулировал свое мировоззрение по данному вопросу вполне осознанно. И хотя формально Евсевий был не вполне православным и не может считаться «Отцом Церкви», его мировоззрение стало основополагающим для всего последующего развития Восточного Православия.
Святой Августин Иппонский (354–430), епископ Карфагенской Римской Африки, жил на столетие позже Евсевия. В 410 году он стал свидетелем первого взятия Рима варварами. Свое отношение к вопросу соотношения Царства и Священства он сформулировал в колоссальном по объему труде «О Граде Божьем».
Августин считал, что крещение Константина и христианизация Римской империи – это благо. Однако он же полагал, что Константин, основавший на берегах Босфора город своего имени Константинополь, в этом подобен основателю Земного Града Каину. Ибо единственный подлинный Град – Град Божий, а отечество христианина – на Небесах.
Церковь и сам Град Божий Августин именовал Республикой. Государства же и империи Августин считал преходящими и предостерегал Церковь от излишнего упования на сильных мира сего. Это мировоззрение легло в основу западно-христианского мировосприятия с его постоянным противостоянием между властью епископа и светских правителей.
В Царстве Христа и Бога мы узнаем ответ на вопрос, кто же из двух великих Учителей Древней Церкви оказался прав.