Гражданская война в умах

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Интервью с Виктором Александровичем Москвиным,
директором Дома русского зарубежья им. Александра Солженицына

Беседу вела Мила Яковлева


Осенью 1920 года, после разгрома армии Врангеля в Крыму, тысячи русских отправились на чужбину. Произошел так называемый «Русский исход», ознаменовавший окончание Гражданской войны и поставивший точку в истории Российской империи. К 100-летию исхода Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына подготовил уникальную документальную выставку. Об экспозиции и восприятии трагических событий вековой давности мы беседуем с его директором Виктором Москвиным.

В. А. Москвин у разбомбленного натовцами моста в г. Нови-Сад. Сербия. 1999 г.

Тема Русского исхода сегодня по-прежнему остается малоизученной. Что нужно знать нашим соотечественникам об этом эпизоде истории России, чтобы более полно понять события ХХ века?

Русский исход – трагическая часть нашей истории, поскольку по результатам Гражданской войны родины лишилось от двух до трех миллионов человек. Многие из них всю жизнь прожили, не получая гражданства других стран, сохраняя русский паспорт. Люди были лишены родины, и лишение это было не только физическим, но и юридическим. В экспозиции нашего Дома находится декрет Ленина от 1921 года о лишении гражданства всех лиц, покинувших территорию РСФСР без разрешения советской власти после 7 ноября 1917 года. Люди с чистого листа начинали новую жизнь в других странах. В первую очередь строили школы, чтобы учить детей, возводили церкви: так возникали русские колонии, русские «города». В одном только Париже на пике эмиграции жило порядка 400 тысяч русских, а в Берлине в начале 1920-х годов русских изданий выходило больше, чем немецких…

Конечно, люди мечтали вернуться, думали, что это скоро произойдет, не распаковывали до конца чемоданы. Отмечая каждое Рождество, каждый Новый год, произносили традиционный тост, желая друг другу встретить следующие зимние праздники в России.

Кстати, здесь есть маленькое уточнение: ведь на чужбине оказались не только те, кто выехал, бежал, эвакуировался из страны: через некоторых людей просто перешагнула граница. Например, Репин жил себе благополучно на даче, которую сам построил в начале века, а потом вдруг в один прекрасный день эта дача оказалась на финской территории – территории самостоятельного государства. То же самое произошло с теми, кто жил в Польше, в Бессарабии, ну и, конечно, в Маньчжурии. В экспозиции нашего музея висит большая фотография – панорама Харбина 1920-х годов. Это был абсолютно русский город: все вывески на русском языке – и ни одной на китайском.

Так что Русский исход – это огромная, колоссальная национальная трагедия, потому что страна лишилась многих людей, которые потом составили славу мировой науки и культуры. Возьмем, к примеру, музыку ХХ века – ну как ее представить без Рахманинова или без Прокофьева?.. Если говорить о науке, то яркий пример – Сикорский, один из основателей современного вертолето- и самолетостроения Соединенных Штатов. Помню, как-то в наш музей пришли американские дипломаты, и я в шутку сказал: смотрите, ваш президент летает на вертолетах Сикорского, телевизор смотрит зворыкинский, видеомагнитофон – понятовский. В Белом доме подается вино Челищева (именно он поднял калифорнийское виноделие до мировых высот). Вся мощь Соединенных Штатов базируется отчасти на русском интеллекте и таланте. Это, быть может, некоторое преувеличение, но вклад русских в различные сферы научной и культурной жизни действительно огромен.

Какие мифы связаны с Русским исходом? Возможно ли их разрушить?

Многие мифы идут, конечно, от советской пропаганды и живы до сих пор. Любые попытки, скажем, создать памятник или установить памятную доску лидерам Белого движения, встречаются в штыки. В умах все еще продолжается Гражданская война. Многие по-прежнему не воспринимают нашу историю как единое целое. Продолжается своеобразная идеологическая борьба, все еще остались ярлыки, которые советская пропаганда с начала Гражданской войны навешивала на белых.

В Музее-квартире А. С. Пушкина на Мойке. Слева – В. А. Москвин, справа – Н. А. Струве с супругой. Март 1991 г.

Яркий пример – история Колчака. Его обвиняют в том, что он применял массовый террор, что его власть держалась на английских и американских штыках, что он фактически собирался продать нашу страну интервентам. Но недавно мы купили архив Колчака, вернули его в Россию. В переписке с женой он объясняет, почему в 1918 году поступил на английскую службу: он хотел продолжать борьбу с Германией. Никаких других причин не было: лгать жене у него не было необходимости. Что касается террора, то, конечно, белый террор существовал – попадались разные военачальники… Но сам Колчак никогда не отдавал таких приказов, это не было частью государственной политики колчаковского правительства. В отличие от большевиков. Да и предательская выдача Колчака чехами с санкции французского генерала Жанена обусловлена, в том числе, нежеланием адмирала передать союзникам контроль над золотым запасом Российского государства. Александр Васильевич Колчак до конца был верен России.

Нужно воспринимать историю более объективно. Например, по Волге по-прежнему ходит теплоход «Маршал Тухачевский». А ведь Тухачевский использовал ядовитые газы против восставших тамбовских крестьян, то есть применял химическое оружие против своих сограждан… И ничего, теплоход может называться именем этого человека. А Колчак сыграл выдающуюся роль в освоении русской Арктики. Северный морской путь – в значительной степени заслуга его экспедиций. Почему же, скажем, по нему не может ходить ледокол «Адмирал Колчак»? Это было бы справедливо.

Как вы думаете, что нужно для того, чтобы начать воспринимать историю объективно и перестать делить всех на «красных» и «белых»?

Нужно прекратить войну в головах, прекратить использовать историю в конъюнктурных политических целях, как это делают некоторые радикальные движения и организации. В стране очень много проблем, которые необходимо решать, объединяя усилия, не тратя энергию на борьбу с историей.

 

Князь А. А. Трубецкой передает реликвии для Музея русского зарубежья

Во время крымской эвакуации генерал Врангель обратился ко всем отбывающим с кратким прощанием: «Мы идем на чужбину, идем не как нищие с протянутой рукой, а с высоко поднятой головой, в сознании выполненного до конца долга». Могли ли эмигранты, беженцы рассчитывать на особое, сочувственное отношение к себе за границей?

В разных странах отношение было разным. Например, глава Королевства сербов, хорватов и словенцев король Александр I принял русских очень достойно. Офицеры могли служить в югославской армии с сохранением чинов, профессора – преподавать в университетах, врачи – вести практику. В этой стране русские были приняты по-братски. В других странах им предлагалась по большей части работа, не связанная с государственной службой. Скажем, в Англии. Наверное, многие не могли понять, как Англия, наш союзник в Первой мировой войне, могла предать русских офицеров – так же, как до этого предала царя, не приняв его на своей территории. Отношение французов хорошо охарактеризовал Николай Туроверов в своем стихотворении: «Франция – страна моей свободы, Мачеха веселая моя» …. Здесь русские могли писать и издавать все, что хотели, за что они были благодарны: Париж действительно стал центром русской интеллектуальной жизни. Но в остальном Франция придерживалась абсолютно меркантильной позиции: все зависело от того, что ей выгодно на данный момент.

Врангель рассчитывал на помощь союзников, но он ее не получил и с горечью писал об этом. Союзникам была нужна победа над Германией, они ее одержали – с помощью нашей страны, без которой эта победа была бы невозможна. А сильная Россия им была не нужна. Впрочем, как и сейчас.

То есть можно сказать, что военачальники, которые возглавляли Русский исход, рассчитывали на то, что их поддержат союзники?

Да, они действительно надеялись на поддержку, потому что для них было очень важно понятие союзнического долга. И, конечно, они рассчитывали на то, что их боевые товарищи, с которыми вместе они проливали кровь на полях Первой мировой, будут на их стороне. Но, увы.

В. А. Москвин и Н. А. Струве в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына

Летом выставка «Русский исход. Трагедия и величие. 1920–1922» открылась в Париже. В каких еще городах ее можно будет увидеть?

Мы подготовили выставку в двух вариантах: в стационарном и в электронном. Электронный – «походный» – вариант размещен в Интернете. В нынешних условиях, когда самолеты не летают, когда границы закрыты, его можно тиражировать и распространять в любом месте земного шара. Позже экспозиция будет показана в Белграде, в Брюсселе, в Сан-Франциско, думаю, что и в других местах. Мы также передали ее в Волгоград. Так что выставка уже живет своей жизнью, а в декабре она откроется в Доме русского зарубежья, где будут представлены уникальные предметы, документы, фотографии.

Можете выделить несколько наиболее значимых, уникальных экспонатов?

Например, будет представлено знамя Апшеронского пехотного полка, которое было вывезено как раз во время Исхода и сохранено в эмиграции. Мы покажем также памятные вещи, форму одежды, дневники, воспоминания офицеров лейб-гвардии конного полка. Документы Исхода: справки, паспорта, разрешения на погрузку на корабли, которые отходили из портов Крыма. Можно будет увидеть схему выдвижения отступающих войск Белого движения из Приморья в Харбин, офицерские погоны времен Исхода, уникальные фотографии…

В этом году Дом русского зарубежья отмечает 25-летие. Расскажите немного о главных юбилейных проектах.

В конце октября открылась выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения Ивана Бунина, акцент в которой сделан на эмигрантском периоде его жизни и творчества. У нас есть интересные документы в собственных фондах, кроме того, нам предоставили копии документов из архива писателя в английском Лидсе и, конечно, материалы из российских музеев и архивов.

Также запланирована очень интересная выставка, посвященная 50-летию со дня присуждения Нобелевской премии Александру Солженицыну, – на ней будут представлены подлинные документы и предметы, которые раньше никогда не показывались.


Виктор Александрович Москвин родился в 1955 году в Московской области. Окончил исторический факультет Калининского государственного университета. Кандидат исторических наук. Член Правительственной комиссии по делам соотечественников, проживающих за рубежом. В области культуры работает с 1973 г. Инициатор создания и директор Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына, играющего важную и значимую роль в укреплении связей между русским зарубежьем и Россией и сохранении исторических документов и материалов о соотечественниках, вынужденно покинувших свою родину в результате революции 1917 года и Гражданской войны.

В.А. Москвину присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации»; он имеет благодарность президента России. Лауреат премии Правительства РФ в области культуры. Награжден орденом Дружбы.


VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.