Собирательская деятельность великой российской императрицы получила широкую известность и признание по всему миру
Виктория Федорова
Своим возникновением Эрмитаж обязан Екатерине Великой, которая в 1764 году приобрела более 200 картин из частной коллекции немецкого купца Иоганна Эрнста Гоцковского. Эта дата и стала считаться годом рождения музея.
В первую коллекцию музея вошли шедевры ведущих мастеров голландско-фламандской школы – Рембрандта, Рубенса, Йорданса, Ван Дейка и других.
В том же 1764 году императрица распорядилась построить на набережной Невы, рядом с Зимним дворцом, павильон для своей частной картинной галереи. Проект разработал французский архитектор Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот, один из основоположников раннего русского классицизма.
Павильон стал называться Эрмитажем (от французского слова ermitage – «уединенный уголок»); доступ к нему был долгое время открыт лишь узкому кругу ценителей искусства. Екатерина любила говорить, что ее сокровищами наслаждаются только она да мыши.
Правда, государыня не упускала случая показать коллекцию уникальных шедевров европейского искусства послам и государственным деятелям из других стран, дабы она могли удостовериться, что картинная галерея русской императрицы – одна из лучших в Европе. Таким образом собирательская деятельность Екатерины Великой сразу получила широкую известность и признание по всему миру.
Продолжая пополнять коллекцию музея, мудрая императрица преследовала главную цель, причем скорее политическую, нежели культурно-просветительскую, – поддержать престиж России как великой европейской державы во главе с просвещенной монархиней.
В 1769 году Екатерина II приобрела для своего музея еще около 600 работ голландских, фламандских, французских и итальянских художников из коллекции бывшего первого министра короля польского и курфюрста саксонского Августа III.
Но самой громкой покупкой стало приобретение уникальной коллекции финансиста Пьера Кроза Кроза, которая после его смерти в 1770 году досталась наследникам. Переговоры с ними вели русский дипломат князь Дмитрий Голицын и французский философ-просветитель Дени Дидро.
В результате в 1772 году в Россию прибыло судно «Ласточка» с бесценными произведениями искусства в 17 ящиках, отправленных Дидро из Франции.
В одном из писем знаменитый философ писал Екатерине Великой: «Я вызываю настоящую ненависть в обществе, и знаете почему? Потому что посылаю вам картины. Вопят любители, вопят художники, вопят богачи…»
Среди шедевров собрания Кроза были «Святое семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне (единственная в России работа этого мастера), «Даная» Тициана, «Даная» и «Святое семейство» Рембрандта, «Оплакивание Христа» Веронезе, «Рождество Иоанна Крестителя» Тинторетто, а также «Вакх» и «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» Рубенса, «Автопортрет» и «Портрет Вирджинио Чезарини» Ван Дейка, «Мальчик с собакой» Мурильо.
Сенсацией стало и приобретение императрицей коллекции выдающегося британского государственного деятеля Роберта Уолпола, которую продавал его внук Джордж Уолпол. В Англии потерю уникального собрания расценили как национальное бедствие.
Благодаря Екатерине II в России оказалась и знаменитая скульптура Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (единственная работа великого итальянца в России) из коллекции английского банкира Лайд-Брауна, приобретенной императрицей в 1785 году.
В целом Екатерина Великая приобрела для Эрмитажа почти 4000 работ выдающихся мастеров изобразительного искусства.
В годы советской власти часть эрмитажной коллекции была распродана, в том числе и 59 шедевров мирового значения (48 из которых были приобретены Екатериной II), включая работы Яна ван Эйка, Тициана, Рембрандта и Рафаэля…