Рождество – это праздник всех и праздник для всех, и в этом его драгоценная неповторимая уникальность
Августин Соколовски, доктор богословия, священник
«Слава в вышних Богу, и на земле мир, среди людей благоволение», – это краткое песнопение Рождества Христова встречается нам в самом начале Евангелия от Луки (2,14) в описании ангельского славословия Богу в рождении Иисуса Христа. Пожалуй, во всей Библии нет таких слов, которые бы повторялись людьми из года в год на всех языках мира независимо от континентов, стран и народов.
Воспоминание о Рождении в мир Иисуса Христа ежегодно привлекает к себе внимание огромного числа людей. Оно вбирает в себя множество смыслов и, в отличие от других библейских воспоминаний, которые остаются достоянием Церкви, по праву считается универсальным, вселенским, общечеловеческим торжеством.
В православном богослужебном календаре Рождество Христово является одним из двенадцати главных праздников, по традиции именуемых двунадесятыми. Однако по своему значению, исторической роли и масштабу празднования в Церкви и светском сообществе Рождество – это, несомненно, величайшее торжество.
Одновременная церковность и светскость рождественского празднования находит свое отражение и в подготовке к нему. Так, в западной христианской традиции Рождеству предшествует период Адвента, то есть Времени Пришествия, как дословно переводится это слово c латинского языка. Состоящий из четырех предшествующих празднику воскресений и сопутствующих им недель, Адвент является временем внимательного ожидания праздника и подготовки к нему и уже поэтому содержит в себе моменты наступающего праздника.
В восточном христианстве способ ожидания Рождества исторически был более строгим и аскетическим и в настоящее время сохраняется в Церкви как сорокадневный Рождественский Пост. Тем не менее в самом этом посте есть немалое число послаблений, а богослужение содержит замечательные песнопения и целый ряд празднований в честь ветхозаветных праведников и многих великих святых.
Таким образом, верующие имеют возможность черпать в церковных службах вдохновение к ожиданию праздника, а люди доброй воли, не готовые зримым образом отождествлять себя с Церковью, приближаются к празднику в многочисленных явлениях общественной жизни и культуры, затрагивающих рождественскую тему или напрямую посвященных Рождеству.
Наряду с Римско-католической церковью и церквями и церковными сообществами протестантизма православие представляет собой одну из трех основных форм исторического существования христианства на земле. Для абсолютного большинства христиан дата празднования Рождества является общей. Начало рождественского торжества приходится в ночь с 24 на 25 декабря.
При этом среди православных людей всего мира Русская, Сербская, Грузинская, Иерусалимская, Польская Церкви, а также Святая Гора Афон в Греции в своей внутренней богослужебной жизни следуют юлианскому календарю. Он отстает от современного светского григорианского календаря на 13 дней, а потому Рождество Христово в этих церквях и странах празднуется 7 января.
Интересно, что среди западных христиан бытует убеждение, что православные вместо Рождества празднуют Богоявление. Однако это не так, и об этом следует напоминать. Ведь некогда, более чем полтора тысячелетия назад, Рождество и Богоявление действительно представляли собой единое празднование, но начиная с IV–V веков стали отмечаться отдельно.
Единственное исключение здесь представляют так называемые Древние Восточные Церкви: Коптская, Армянская Апостольская и иные, которые празднуют Рождество и Богоявление как единое торжество в честь явления Бога в мир. Такое совместное празднование Богоявления, как единого события обязано своим происхождением древней восточной христианской традиции, в которой день рождения Иисуса Христа первоначально не отмечался самостоятельно. В свою очередь, на западе христианского мира тогда же возникла традиция праздновать именно Рождество.
Важно отметить, что первые три века существования христианства были временем преследований со стороны языческих властей. Палестина была частью Римской империи. Христианство первоначально воспринималось римлянами как часть древней иудейской религии и по причине этой древности было разрешено. Однако весьма скоро между иудеями и христианами возникло размежевание. Оно носило промыслительный характер, то есть было частью божественного замысла.
Ведь если бы христианство осталось частью иудейской религии, то благовестие веры во Единого Бога и посланного Им Иисуса Христа не смогло бы преодолеть границы национального измерения, прежде свойственного библейской традиции в иудаизме, и не стало бы всемирным исповеданием.
Одновременно разделение между иудейством и христианством послужило причиной нового взгляда римских языческих властей на христианство: оно стало новой религией и перестало быть дозволенным. До самого момента принятия христианства Константином Великим (274–337) в качестве официальной религии Римской империи оно жестоко преследовалось. Хотя формально не все римские императоры начинали систематические гонения, христиане часто становились жертвами спонтанного гнева языческой толпы.
Постоянное преследование со стороны властей и населения в первые три века истории христианской Церкви способствовало формированию у христиан особенного парадоксального, во многом трагического мировоззрения. Важной составляющей этого взгляда на мир было ожидание скорого Второго Пришествия Христова. Оно заключалось в убеждении, что Господь Иисус вскоре вернется, чтобы завершить историю и преобразить этот мир. Новозаветные тексты свидетельствуют о том, что ожидание неминуемого скорого возвращения Господа было важной составляющей мировоззрения Святых Апостолов.
В этой связи представляется очевидным, что в первые времена своего существования христианство не знало многих и разнообразных литургических празднований, но праздновало исключительно Воскресение Христа. При этом в различных христианских церквях существовало два способа такого празднования.
Так, некоторые церкви отмечали Пасху единожды в году в первый воскресный день после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием. Другие Церкви, преимущественно в Малой Азии, в соответствии с данными библейского текста совершали Пасху в 14 день первого весеннего лунного месяца нисана, в какой бы день недели такое празднование ни выпадало.
При этом все христиане совершали Пасху еженедельно, в первый день новой недели, каковым являлось и продолжает являться наш воскресный день. Такое постоянное празднование этого дня было напрямую связано с ожиданием скорого Второго Пришествия Господа. Христиане были наполнены убеждением, что возвращение Господа должно было совершиться вскоре, а потому следовало устремляться ему навстречу в евхаристическом служении.
Об этом, в частности, писал Апостол Павел в Послании к Коринфянам, когда объяснял смысл Христовых слов об установлении Евхаристии: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1 Кор. 11:26). Такое регулярное еженедельное празднование Воскресения Христова сохранилось во всех христианских традициях. Со временем оно утратило свой эсхатологический характер ожидания Возвращения Господа, а в церковном языке получило название малой Пасхи.
Прекращение гонений и провозглашение христианства официальным исповеданием Римской империи при императоре Константине способствовало рождению в христианском богослужении новых воспоминаний и празднований, одним из которых стало Рождество.
Знание об этом помогает правильно ответить на вопрос о том, какое из празднований – Рождество или Пасха – является самым главным в повседневной жизни христиан. Ведь история, богословие и устав богослужения говорят о главенстве Пасхи, тогда как восприятие вещей и спонтанное отношение часто свидетельствуют о том, что самым главным христианским праздником в жизни общества чаще всего становится Рождество. На самом деле в этом нет противоречия, ведь Рождество – это преображенное ожидание Пришествия Господа, родившееся из ощущения христианами продолжающейся истории мира, как торжества Христовой Пасхи, ставшее пожеланием друг другу счастья и радости здесь и сейчас.
Подобно тому как в течение довольно долгого времени в христианстве сосуществовали две практики празднования Пасхи (одна из которых, 14 нисана, вдохновлялась ветхозаветной традицией воспоминания библейского исхода, а другая основывалась на новозаветном мировосприятии Воскресения Христова как нового неповторимого события, изменившего ход истории), в определении даты празднования Рождества Христова сформировались два различных объяснения.
Первое из них, которое на языке Церкви именуется богословским, говорит о том, что дата 25 декабря зависит от даты Благовещения, которое исторически праздновалось 25 марта. По библейскому убеждению, близкому по времени земной жизни Господа Иисуса, Мессия должен был умереть в день своего зачатия. Согласно Писанию и вере Церкви, Господь Иисус «воплотился от Духа Святого и Марии Девы». Он был зачат Марией Девой Духом Святым в событии Благовещения.
Очевидно, что конкретные дни земной жизни Иисуса Христа с трудом поддаются верификации. Пожалуй, единственной такой датой, остается день распятия, который, вероятно, приходился на 25 марта. Интересно, что именно астрономы, исходя из правил определения празднования иудейской Пасхи, предпринимали успешные попытки подтверждения именно этой даты. Отсюда происходит и объяснение празднования дня Рождества Христова, как девяти месяцев, присущих человеческой природе и отсчитанных от дня Благовещения. Некоторые древние предания и толкователи также считали, что распятие Христово исторически совершилось в этот день.
Другое объяснение даты празднования Рождества Христова 25 декабря именуется историческим. Оно исходит из того, что именно в этот день в римском язычестве праздновалось рождение нового солнца. По мнению ряда исследователей, Римская Церковь, желая прекратить господство этой языческой традиции, намеренно стала праздновать событие Рождества именно в этот день. Таким образом, древней языческой практике, которая прежде могла казаться непреодолимой, придавался христианский характер. Со временем, по причине авторитета римского христианства эта практика распространилась и на Востоке, который прежде знал только празднование Богоявления.
У обеих точек зрения есть свои сильные и слабые стороны. В определенном смысле они дополняют друг друга и одновременно указывают на принципиальную неисчерпаемость человеческого восприятия единого события Христова Рождества.
«Слава в вышних Богу, и на земле мир, среди людей благоволение». Подобно тому как вокруг самой даты этого празднования сложилось два обоснования, с течением веков Рождество Христово сделалось одновременно светским и религиозным воспоминанием. Рождество – это праздник всех и праздник для всех, и в этом его драгоценная неповторимая уникальность на все времена. В день Рождества безоговорочно сошлись благословение человека и радость Бога.