13 февраля 1903 года, в честь 290-летия правления династии Романовых, в Зимнем дворце был устроен грандиозный костюмированный бал, вошедший в историю
Владимир Иванов
В Древней Руси балы не проводились. Да, пировать умели, а вот чтобы культурно провести время, потанцевать с дамой, поддержать светскую беседу – для этого время еще не пришло. Первые русские балы, которые официально назывались ассамблеями, появились при Петре I. В XVIII–XIX веках балы получили широкое распространение и, по сути, были развлечением лишь высших слоев общества.
Со временем балы стали неотъемлемой частью жизни светского общества. В Москве и Петербурге проходило до тысячи балов в год. От столиц не отставали и уездные города. Только в небольшом Ростове Великом как-то за год дали около сотни балов!
Бал имел жесткие правила проведения, и нарушать их считалось моветоном. Все начиналось с торжественного марша-полонеза. Этот марш мог продолжаться до одного часа, и возглавлял его хозяин бала с самой важной гостьей, а хозяйке доставался самый важный гость. На великосветских балах эту миссию выполняли император с императрицей. После полонеза исполнялся вальс, и только после этого считалось, что бал начался. Интересно, что Павел I в свое время запретил танцевать вальс, так как при исполнении этого танца государь поскользнулся и упал. Но опала продолжалась недолго: при Александре I вальс вновь стал популярен.
После вальса танцевали венгерку, краковяк, падепатинер, падеспань, падекатр… и еще много того, что современный человек даже выговаривает с трудом.
В феврале 1903 года императорская Россия отмечала очередную годовщину правления династии Романовых. Это помпезное мероприятие проходило в два этапа: 11 февраля состоялся торжественный вечер, а через день – грандиозный костюмированный бал в Зимнем дворце.
Основным событием торжественного вечера стал концерт в Эрмитажном театре со сценами из оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов» (главные арии исполнили Федор Шаляпин и Николай Фигнер) и балетов Минкуса «Баядерка» и Чайковского «Лебединое озеро» с участием Анны Павловой. После концерта в Павильонном зале танцевали «Русскую», потом был ужин, и завершилось все опять танцами. Костюмированный бал продолжался два дня и вошел в историю как «Бал 1903 года». До сих пор он считается самым известным праздником периода правления последнего императора из династии Романовых. Четыреста человек приняли участие в торжествах. Особенно эффектно выглядел русский танец в исполнении двадцати пар.
Все приглашенные были одеты в великолепные национальные костюмы в стиле XVII века. На балу щеголяли бояре и боярыни, воеводы, стольники, сокольничие, пушкари, посадские люди. Требования к костюмам предъявлялись очень строгие. Им полагалось быть уникальными и соответствовать эпохе Алексея Михайловича, второго русского царя из династии Романовых. В ход пошли редчайшие меха, жемчуга и бриллианты, самоцветы, великолепные парча, шелка, бархаты. В старинные русские кафтаны нарядили даже оркестрантов и хористов. Эскизы 390 костюмов разработал художник Сергей Соломко. Большинство костюмов шилось в мастерских петербургских театров, и в работах участвовали десятки портных.
Фрейлина императрицы Александры Федоровны, баронесса София Карловна Буксгевден, вспоминала:
«Императрица проявила особенный интерес ко всем приготовлениям к этому балу; она сама, с помощью директора музея Эрмитажа Ивана Александровича Всеволожского, представившего ей необходимую историческую информацию, оформила свой костюм и костюм императора… Мужчины и женщины из высшего общества соперничали друг с другом на этом балу. Из частных коллекций специально для этого случая извлекли великолепные посохи, драгоценности и меха. Офицеры нарядились в мундиры того времени, а придворные оделись в платья, принятые при дворе царя Алексея. Великие княгини были одеты, подобно своим прародительницам, а их наряды создавались лучшими современными мастерами. Очаровательнее всех смотрелась на этом балу великая княгиня Елизавета Федоровна. Все танцевали старинные русские танцы, заранее тщательно разученные, – зрелище было поистине завораживающим».
Бал 1903 года упоминает в своих воспоминаниях и великий князь Александр Михайлович Романов, двоюродный брат императора: «Весь Петербург танцевал в Зимнем дворце. Я точно помню эту дату, так как это был последний большой придворный бал в истории Империи… Я грустно улыбнулся, когда прочел приписку в тексте приглашения, согласно которому все гости должны были быть в русских костюмах XVII века. Хоть на одну ночь Никки хотел вернуться к славному прошлому своего рода».
Естественно, все взоры были обращены на императора и императрицу. Николай II на балу был в выходном платье царя Алексея Михайловича. Многие детали его костюма были подлинными – их доставили из Оружейной палаты Московского Кремля. Над царским костюмом поработал театральный костюмер императорских театров Иван Каффи. Императрица Александра Федоровна предстала перед гостями в образе царицы Марии Ильиничны Милославской.
Историк Марьяна Скуратовская так описывает костюм императрицы: «В этот вечер императрица представляла Марию Ильиничну Милославскую, первую супругу царя Алексея Михайловича. Источником вдохновения стало изображение царицы на иконе Теремной церкви Распятия Московского Кремля. Наряд для Александры Федоровны был сшит из золотой матовой парчи, отделан серебристым атласом и тафтой, вышит серебряными нитями и украшен жемчугом.
Огромная корона была украшена узором в виде оливковых ветвей и осыпана жемчугом. Цепь конца XVIII века играла роль подвесок – “рясен”. Бусины, осыпанные бриллиантами, чередовались с жемчугом, а внизу заканчивались “кисточками” из бразильских бриллиантов.
Балерина Тамара Карсавина писала впоследствии: “Императрица в тяжелой короне была похожа на византийскую икону. Я не могла оторвать глаз от ее сарафана из тяжелой парчи, расшитого драгоценными каменьями”».
В 1911 году немецкая фабрика «Дондорф» создала на основе костюмов участников бала 1903 года эскизы для колоды игральных карт «Русский стиль». В 1913-м их отпечатали в Петербурге на Александровской мануфактуре, приурочив выпуск карт к 300-летию дома Романовых. Сборы от продажи карт уходили в пользу Императорского воспитательного дома.
Много позже советский художник-иллюстратор Юрий Иванов срисовал карты «Русский стиль» с оригинальной колоды для офсетной печати с незначительными изменениями. В 70-е годы все в СССР играли в эти карты, не задумываясь, что перед ним великие князья и княгини из рода Романовых. И даже расстрелянные большевиками великая княгиня Елизавета Федоровна и великий князь Михаил Романов. И избежавшая смерти великая княжна Ксения Романова.
Бал стал необычным, неординарным зрелищем, настоящим произведением искусства. Александра Федоровна возжелала, чтобы на балу работали лучшие фотографы Петербурга: Л. Левицкий, Д.М. Асикритов, Д.С. Здобнов, Ив. Войно-Оранский, Ф.Г. Боассон, Е.Л. Мрозовская и многие другие. Они должны были сделать снимки всех участников костюмированного торжества. После чего небольшим тиражом вышел альбом этих фотографий. Он распространялся (за высокую плату) с благотворительной целью – в первую очередь среди тех, кто принял участие в мероприятии.
К счастью, сохранилось несколько экземпляров этих уникальных альбомов, и сегодня на фотографиях можно рассмотреть мельчайшие детали роскошных нарядов участников великолепного бала-маскарада. Уцелели также и некоторые костюмы, которые в настоящее время хранятся в фондах Государственного Эрмитажа.