УЧИТЕЛЬ БЛАГОДАТИ БЛАЖЕННЫЙ АВГУСТИН

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Церковь призвана просить о даре веры для неверующих

 Августин Соколовски, доктор богословия, священник


Поскольку августовский номер «Русской Мысли» посвящен Италии, представляется чрезвычайно важным и интересным, чтобы и это, очередное теологическое, богословское, церковное размышление месяца было бы посвящено личности того, чья биография в значительной степени связана с этой удивительной страной.

28 августа Церковь празднует память Блаженного Августина. Именно в этот день святой завершил свой земной путь в осажденном вандалами карфагенском городе Иппоне. И хотя местом рождения и кончины Августина была Римская Африка, основные вехи его жизненного пути связаны именно с Италией.

Именно в Италии, в Милане, Августин пережил свою блестящую карьеру оратора и преподавателя, здесь же он обратился в христианство и был крещен миланским епископом, Святым Амвросием Медиоланским. В Риме Августин удостоился особенного откровения, которое вошло в историю философии под именем «Видения в Остии». Он был другом и собеседником других великих итальянских святых: Амвросия Миланского, Иеронима, Папы Дамаса и Целестина Римских.

Сразу же после смерти епископа в Иппоне его тело и библиотека были перенесены учениками в Сардинию, а затем, в начале VIII века, в эпоху арабских завоеваний, его мощи были выкуплены на вес золота лонгобардскими королями и с тех пор находятся в древней столице этих властителей, в городе Павия на Севере Италии.

Августин родился в 354 году, отошел ко Господу в 430. В русской богословской традиции он именуется «блаженным». По отношению к святителю Августину такое наименование не обладает каким-либо специальным значением, но представляет собой архаичный титул, выражающий особенное почтение к этому святому в древности. Иными словами, мы привыкли понимать слово «блаженный», применимое к святым, как юродивый, не от мира сего. Василий Блаженный, блаженная Матрона, Дивеевские Блаженные… В случае с Августином это не так: здесь «блаженный» – это использовавшийся с глубокой древности титул, который выражал особенное отношение, почтение к святому, величие и особое его почитание, уважение и любовь к нему.

Зная о существовании великого сонма святых, православные верующие христиане почитают лишь весьма немногих. Некоторых из святых мы помним только по именам, о других же ровным счетом ничего не знаем. Конечно же, ученые исследователи предложат нам свое объяснение этому. «Ведь почитание святых, – скажут они, – всегда было чем-то обусловлено, зависело от обстоятельств и нужд определенного времени и конкретной эпохи». Однако мы с вами живем в иной, таинственной, сакраментальной перспективе. Знаем, что святые, завершив свое земное странствование вместе со странствующей, бывшей современной им Церковью, пребывают в Общении Святых на Небесах пред Богом, остаются живыми, мыслящими, любящими, добродетельными людьми. И все добродетели, которые были ими приобретены в этой жизни, продолжают сиять в них божественным светом.

Блаженный Августин. Мозаика в Соборе Святого Марка в Венеции. XI в.

Некоторые из святых в смирении своем умолили Господа пребыть в неизвестности, вопреки величию и славе совершенных ими подвигов земного служения. Таким святым, предпочетшим забвение на земле в Православной Церкви, был и остается святитель Августин Иппонский. Названный так по имени своей епископской кафедры в городе Иппоне, ныне находящемся в современном Алжире и носящем имя Аннаба. Этот крупный портовый город некогда назывался Иппо Региус, или «Царский Иппон», потому что в глубокой древности был столицей финикийских царей.

В лице Августина Церковь чтит одного из двенадцати величайших Отцов Церкви, на учении о вере и нравственности которых, согласно определениям Пятого Вселенского Собора, зиждется учение Вселенской Православной Церкви.

Августин – из числа великих двенадцати Отцов и Учителей Вселенской Православной Церкви, которых постановления Пятого и Шестого Вселенского Собора признали в качестве столпов вероучения. Это значит, что «правило веры и образ кротости», то есть непогрешимое и безошибочное вероучительное и нравственное провозвестие Церкви основывается на этих двенадцати Отцах, которые подобны двенадцати основаниям Нового Небесного Иерусалима в Апокалипсисе (сг.Откр.21,14). Среди них: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Прокл Константинопольский, Александрийские святители Афанасий, Кирилл и Феофил, Римский епископ Лев, святитель Иларий Пиктавийский.

Августин написал более всех Отцов Древней Церкви вместе взятых. Августин обратился ко Христу, будучи знаменитым оратором. Однажды ему выпала честь написать торжественную речь для самого Императора – небывалая по тем временам слава. Но в итоге он оставил все и бежал из принесшей ему эту славу Италии в родную для него Римскую Африку со столицей в Карфагене. Множество раскольников, еретиков, лжеучителей наполняло эти территории, но Августин искал лишь одного: уединиться в небольшой монашеской Общине и посвятить свою жизнь аскезе и покаянию. Великий оратор искал забвения. Ведь в отличие от других Отцов Церкви, Августин до своего обращения был великим грешником. Он знал жизнь, был отцом своего единственного сына, родившегося от долголетней сожительницы, которую он бросил, чтобы сойтись с другой, интересной ему тогда исключительно по карьерным соображениям женщиной, но, не дождавшись ее совершеннолетия, сошелся с еще одной. Сын Августина Адеодат, то есть по дословному переводу имени с латыни «Богом данный», прожил всего 16 лет.

Августин пережил свое обращение ко Христу в зрелом возрасте и крестился накануне своего 33-летия. Само имя Августин для того времени было исключительно редким. Означая «маленький Август», то есть как бы «мини-император». Со стороны назвавших так свое чадо родителей, это было довольно дерзко.  И о многом другом читаем мы в его «Исповеди» – бессмертном произведении, вдохновлявшем столь многие поколения, среди подражателей и комментаторов которого были Жан-Жак Руссо, Толстой, Ницше и Хайдеггер.

Основанная Августином Община была немногочисленна, и, чтобы призвать присоединиться к ней еще одного собрата, святой отправился в упомянутый нами город Иппон. И вот, когда он вошел в храм, толпа верующих буквально схватила его, насильно привела ко престолу и потребовала от епископа немедленно рукоположить его во пресвитера. Августин протестовал и плакал от возмущения и безысходности. С ним произошло то, что практика Древней Церкви знала под именем аккламации: единодушное избрание силой Святого Духа. Ведь тогда священников и, самое главное, епископов для Своей Церкви избирал Сам Господь.

Так началось служение Великого Отца Церкви. Августин был рукоположен в 36 лет, что даже по критериям того времени было весьма поздно. Однако достаточно вспомнить, что в этом же возрасте, но из совершенно иных биографических предпосылок, во пресвитера был поставлен Великий Златоуст. Оба святых принесли Церкви и, главное, Вселенной великий плод!

Годы жизни Августина – 354–430. Несколько лет он был священником, чуть более тридцати лет служил Богу епископом. Августин противостоял всем тем заблуждениям, что существовали в то время. Так, он победил раскольников донатистов. Для этого он организовал специальный диспут, по условиям которого проигравший в аргументации обязан был уступить все свои храмы победившей стороне. Свидетелем этого тогда выступил весь церковный народ с обеих сторон, а гарантом – неподкупная в данном конкретном случае императорская власть.

Так, дерзновенно во Христе, всегда действовал Августин. Он писал, проповедовал, говорил, увещал. Великий богослов, великий мыслитель, с мировоззрением которого впоследствии считались все поколения философов, включая нашу постмодерную современность. Один из величайших богословов Нового Времени, епископ Корнелий Янсений (1585–1638) называл Августина «Матрицей всех заключений» (по латыни: Matrix omnium conclusionum).

Августин вошел в историю как Великий Отец Церкви. Но, пожалуй, самое малоизвестное в этом неизвестном для нас, православных христиан XXI столетия, святом было величие его пастырского служения. Повседневность его день за днем заключалась в том, чтобы защищать бедных, слабых и нищих, униженных и оскорбленных, бедных людей. Ведь по законам того времени, каждый человек мог потребовать вместо светского суда, суда епископского и церковного.

Епископ древности обязан был быть олицетворением милосердия, иначе христианство бы просто прекратило свое существование. Епископ того времени обязан был по правде решать, кому передать наследство, и выносить свой суд над несправедливой обидой, защищая труждающихся и обремененных. Дни и годы Августина проходили в этом служении.

Начиная свой путь пастыря и епископа, будущий Отец Церкви был уверен, что, подобно тому, как сам он некогда с кажущейся безупречной безоговорочностью обратился ко Христу, так и каждый человек способен уверовать, принять крещение и жить праведно.

Но пастырские заботы постепенно, день за днем, приводили Августина к осознанию того, что все обстоит совершенно иначе. Существует некая тайна, заключающаяся в том, что вера – это абсолютный, неподотчетный, божественный Дар. «Дар по Дару Христа Твоего», – как об этом сказано в кульминационном возгласе Преждеосвященной Литургии. Дар не напрасный и не случайный. Дар безначальный, то есть, если буквально вернуть это слово к его греческому оригиналу, «анархичный» и «анархический». Дар беспричинный. Дар, который подается Богом избранному человеку-христианину по неизвестным и, главное, вовеки недоступным нам обоснованиям. В момент рукоположения во епископы истина об этом, как некое сверхъестественное откровение, была явлена Августину по собственному его признанию. Осознание Дара в момент величайшего дара величайшего в Церкви архиерейского служения.

В своих письмах и произведениях Учитель Церкви Христовой повествовал о том, как видел и знал глубоко верующих, убежденных, более того, фанатично преданных своему убеждению людей, которые отрекались от Христа на смертном одре. И, наоборот, был свидетелем того, как те, кто преследовал Церковь, убивал Тело Христово, подобно Павлу, и, подобно «мне самому, – как писал об этом Августин, – губившему землю нового во Христе творения» (Откр.11,18) нравственной распущенностью и догматическим заблуждением, в итоге уверовал.

Собор Святого Марка

Именно поэтому Августин вошел в Память Церкви как «Учитель Благодати». На древних изображениях он изображается с горящим сердцем в руке. Сердцем, охваченным божественным пламенем. Сердцем, исполненным мистикой света и благодатного огня.

Августин был великим богословом и философом, он написал более всех других Древних Отцов Церкви. Но, прежде всего, был он великим пастырем, боговидцем и дерзновенным молитвенником. В одной из дошедших до нас молитв святитель говорит: «О, Боже, твое благословение и близость да будут с теми, кто не спит и кто плачет в эту ночь. Защити твоих больных и успокой твоих уставших. Благослови твоих умирающих, утеши твоих страдающих. Помилуй твоих смятенных и будь с твоими радующимися. Благослови же каждого, смотря по нужде его. Аминь».

В конце жизни Августин в отдельном трактате подверг ревизии все свои произведения. К каждому из них он написал некое особое пояснение. Признал ошибки, многое исправил. Тому особенному, начавшемуся с момента епископской хиротонии около 397 года периоду своей жизни, посвященной новому, трагическому осмыслению соотношения человеческой свободы и божественной благодати, произвола человеческого неверия и дара божественной веры, Августин посвятил отдельные строки. Вершиной же сказанного им стали следующие слова: «Всю свою жизнь я пытался примирить благодать и свободу. Но… благодать победила».

Эту победу благодати, по примеру Августина, радующую и вдохновляющую, молитвами его, следует осознавать нам на протяжении всей жизни в наш депрессивный век. Чтобы согрешая, тотчас вставать и идти дальше. Чтобы оставляя заповеди и понимая, что своими силами мы вполне способны становиться все хуже и бесконечно талантливы на грех, немедленно обращаться и следовать за Богом, зовущим нас Своим Голосом, – Господом Иисусом Христом. Всегда благодарить за данный нам Дар Веры. Единожды и беспричинно. Самим становиться этим благодарением. Превращать это благодарение в молитву за тех, кто не верует. За мир, который страдает. Болеет. Боится. Мечется в панике. Придумывает себе ложных избавителей, ложное избавление и ложных богов. Мир, «больное бытие которого», говоря словами Тиля Линдеманна, «ревет об искуплении». Подобно тому, как об этом сказано в книге Пророка Амоса, память которого удивительным образом совпадает с днем памяти самого Августина: «Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда я пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» (Амос 8;11-12).

Голод слова Божия – это то, чем живет или, вернее, чем болеет и от чего умирает современность. Это настоящая, единственная, подлинная, уничтожающая все и неизлечимая никакими человеческими усилиями и никаким противоядием болезнь. Голод слова Божия вызван человеческим грехом. Грех – это потерянная слава, а грехопадение – неспособность провозгласить Иисуса Господом. Трагическая, антигуманистическая и в этой своей безысходности глубоко и подлинно библейски обоснованная неспособность уверовать. Неспособность дышать дыханием Бога, которое есть Дух Святой – это подлинное, действительное и настоящее дыхание человека, – отсутствие которого превращает существование в непрощенность. «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам ни в сем веке, ни в будущем», – говорит Господь в Евангелии (Мф.12;31-32).

Церковь призвана просить о даре веры для неверующих. Церковь – это вера неспособных верить. Осознание абсолютности Дара Веры, полученное им в откровении, научило Августина не пренебрегать теми, кто еще не верит, милосердствовать о тех, чья вера слаба, верить самому и молиться за тех и о тех, кто, как кажется, не уверует никогда.

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.