Период от Пасхи до Пятидесятницы посвящен Церковью празднованию Воскресения Христова
Августин Соколовски, доктор богословия, священник
Праздник всех Праздников и Торжество всех Торжеств, как богослужебные гимны именуют Святую Пасху, продолжается ровно пятьдесят дней. Однако в это же время Церковь ежедневно празднует память святых. Трем из этих светильников веры Древней Церкви посвящено богословское размышление майского номера «Русской мысли».
Все трое были епископами, что в древнехристианском времени означало постоянную заботу о бедных, больных и преследуемых, служение Богу и людям. Первый из них был аскет и чудотворец Феодор Сикеот, второй – мыслитель и богослов Афанасий Александрийский, третий же – всеми любимый и всем известный Николай Чудотворец, добрый пастырь, друг и брат своего народа. Всех их объединяла общая вера в Воскресшего Господа. Они были святыми пасхального времени.
Феодор Сикеот
5 мая Церковь празднует память преподобного Феодора Сикеота (530–613). Святой был великим подвижником, игуменом монастыря, епископом, оставившим свой престол ради подвига, чудотворцем и прозорливцем, подобным библейским пророкам. Феодор весьма почитался в христианской древности. В наши дни Феодор – забытый святой.
Вся жизнь Феодора была удивительным образом связана с почитанием великомученика Георгия и распространением его почитания, чему он сам несказанно способствовал благодаря своей подлинной личной праведности.
Если святых можно было бы сравнивать и уподоблять друг другу, то, пожалуй, Феодор Сикеот был для севера Малой Азии тем же, кем за два столетия до него был для юга Анатолии, Мир Ликийских, святой Николай Чудотворец.
Житие Феодора чрезвычайно интересно и подробно описано. Записано оно было его учеником Элевсием, прозванным Георгием. Покров великомученика Георгия, его невидимое молитвенное присутствие ощущалось даже в самых малых обстоятельствах жизни Феодора.
Он родился около 530 года в селении Сикеон в Галатии, исторической области в центральной части Малой Азии, во времена императора Юстиниана (527–565), в последний раз объединившего Империю, Восток и Запад, Константинополь и Рим, Испанию и Африку в единое государство.
По свидетельству жития, отцом Феодора был некий Косьма, имперский чиновник, отправившийся из столицы, чтобы принять в управление одну из провинций, и по пути остановившийся в Сикеоне в одной из гостиниц. Матерью Феодора была… блудница.
С самого своего рождения Феодор удостоился особенного заступничества и помощи святого великомученика Георгия. С юного возраста Феодор проявил особенную склонность к аскетическим упражнениям, совершенно пренебрегая правилами умеренности. Уже в 14 лет (возраст совершеннолетия по законам того времени) Феодор выкопал себе пещеру под церковью великомученика Георгия, чтобы подвизаться в одиночестве. Чрезвычайная строгость самоограничения в подвиге привела к тому, что Феодора пришлось спасать от ран и язв, когда его, едва живого, вызволили из пещеры и принесли в дом епископа города Анастасиуполя, который и позаботился о его лечении. Епископ настолько был поражен духовным возрастом юноши, что, вопреки канонам, рукоположил его во священники, последовательно возведя его во все предшествующие церковные степени всего за пять дней.
После своего выздоровления Феодор отправился в паломничество в Палестину с целью ознакомиться с жизнью тамошних отшельников. Там, в Лавре преподобного Георгия Хозевита, Феодор удостоился монашеского пострига. Вскоре он вернулся на родину, где основал монастырь возле той самой церкви святого Георгия, где прошла его юность. Там Феодор собрал вокруг себя учеников.
Несмотря на удаленность этой местности от крупнейших политических центров того времени, к подвижнику за наставлением стали обращаться сильные мира сего. Среди них был и будущий император Маврикий, стоявший тогда во главе имперской армии. После победы над персами полководец посетил отшельника, который предсказал ему восхождение на имперский трон, что и произошло вскоре в 582 году.
После смерти местного епископа Тимофея Феодор, вопреки своему желанию, путем провозглашения, торжественной аккламации, клира и народа, был избран епископом.
Если в наши дни, епископское служение воспринимается как исключительно иерархическое, то в древности главная обязанность епископа заключалась в делах милосердия, справедливом суде и помощи людям. Поначалу Феодор с ревностью посвятил себя епископским трудам. Однако вскоре, войдя в противоречие с церковными канонами, он оставил кафедру и бежал в Палестину. Там он обратился к одному из великих отшельников с вопросом о своем будущем. Аскет указал ему на то, что нежелание, которое Феодор испытывал по отношению к своему епископскому служению, от Бога. Этот его «епископский путь» не был угоден Богу.
Феодор вернулся в Анкару и просил митрополита назначить ему преемника. Получив решительный отказ, он отправился в Константинополь, где с той же просьбой о разрешении оставить кафедру он обратился к патриарху и императору. Последние повелели анкирскому митрополиту освободить святого от управления епархией, не лишая его епископского сана. Радуясь исполнению своей мечты об отшельничестве, Феодор заключился в своем монастыре, чтобы более его не покидать. Но однажды ему все же пришлось отправиться в Константинополь, чтобы исцелить одного из сыновей императора от проказы.
В конце жизни святой просиял многими чудесами и пророчествами. Весь жизненный путь Феодора Сикеота был пройден под покровом великомученика Георгия. Возле церкви, посвященной Георгию, прошла вся жизнь Феодора: там он был крещен, возрастал, стал подвижником, основал монастырь, был избран епископом и вновь вернулся к подвигам.
Память святого Георгия (6 мая) всегда приходится на пасхальный период. Знаком общности этих двух пасхальных святых стал день небесного рождения Феодора: по свидетельству жития, преподобный епископ отошел ко Господу накануне дня памяти великомученика Георгия 5 мая 613 года.
Афанасий Александрийский
15 мая Церковь празднует день памяти святителя Афанасия Александрийского. Святой был епископом Александрии. Основанная Апостолом Марком, Церковь древней египетской столицы породила многих святых предстоятелей: Дионисия, Петра, Александра, Тимофея, Феофила, Протерия, Аполлинария, Евлогия, Феодора, Иоанна Милостивого и других. «Великий сонм и великое облако свидетелей» (ср. Евр.12,1). Святой Афанасий среди них был величайшим. В память Церкви он вошел под именем Афанасия Великого.
Всю свою жизнь Афанасий отстаивал догмат единосущия, исповедовал и учил, что Логос, Сын Божий, Бог, ставший человеком во Христе Иисусе, вечен и не сотворен. Это исповедание спасло христианство, сохранило его библейскую неповторимость.
Афанасий был многократно в ссылках, в общей сложности около 20 лет. Прожил по тем временам очень долгую жизнь (чуть больше 75 лет) и отошел ко Господу в 373 году. Афанасий был незлобивым человеком, пламенел за истину, был одновременно кроток и тверд. Друг монашествующих, именно он составил житие Антония Великого.
Среди множества святых, прославленных Церковью, лишь весьма немногие получили прозвание «Великих». Это епископы Афанасий, Василий, Лев Римский, Папа Григорий Двоеслов и наставники монахов Антоний, Пахомий, Арсений, Макарий. Такое наименование, несомненно, свидетельствует об особом их значении в деле становления православной христианской традиции, основ духовной жизни и подвижничества. Афанасий назван великим за свою роль в деле защиты догмата о единосущии Сына Отцу и постановлений Никейского Собора.
Воспоминание святого Афанасия (+373) – вселенская дань памяти Александрийской Церкви. Египет и Александрия внесли драгоценный, неоценимый вклад в зарождение, развитие и распространение христианства. Христианства зрелого, интеллектуально и духовно сильного и убедительного.
Афанасий олицетворяет собой то святое и великое время, когда Вселенная ждала, что вскоре христианство будет проповедано везде и весь мир уверует. «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр.12,4). Память святого Александрийского патриарха – это заповедь благовествовать Евангелие по всей земле. При Патриархе Германе (715–730) мощи Афанасия были перенесены в Константинополь.
Николай Чудотворец
22 мая Церковь празднует память святителя Николая Чудотворца, почитание которого чрезвычайно велико. Вне всякого сомнения, он является одним из наиболее чтимых святых в истории. Причем это почитание распространяется не только на весь православный мир, но и на весь христианский. Как спонтанная реакция на столь великую славу одного из святых возникает вопрос, почему же некоторые святые почитаются больше других? Ответ на него раскрывается в библейском учении, согласно которому бессмертный, созданный по образу Божию человек, достигший богоподобия в святости, живет и продолжает жить во веки. Остается живой, мыслящей, любящей личностью и покинув этот мир.
Поэтому многие святые предпочли славословить Бога день и ночь. Как бы удалиться от почитания людьми, и после смерти телесной сохранить то смирение, что оживотворяло души их в телесной жизни на земле. Как сказано в книге Апокалипсис: «Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровью Агнца. За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них» (Апок.7;14-15).
Эти святые, возлюбившие более всего славословие Бога, руки свои возложили на святителя Николая и поручили ему заступничество за людей. Сами же предпочли пребыть в неизвестности. Великие святые и прежде всего святители, святые епископы – современники самого Николая.
Из истории Древней Церкви известно, что спустя всего несколько десятилетий после кончины святителя Николая в пределах Римской империи, насчитывавшей тогда, по различным оценкам, примерно пятьдесят миллионов человек, было две тысячи епископов. Почему же именно Николай своими собратьями и Богом был избран для столь великого служения людям после своей кончины? Если обратиться к тексту его жития, то можно убедиться, что из его жизнеописания до нас почти ничего не дошло. Его слава святости – это прежде всего посмертная слава знамений и чудес, рождавшаяся из почитания. Современники Николая, великие святые епископы Востока и Запада православного христианского мира – Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Миланский, Августин Иппонский и Лев Великий, – ничего не говорили о Николае в своих произведениях.
Согласно житию, святитель родился в 270 году, то есть был исповедником эпохи гонений и отошел ко Господу в 345. Он пережил не только легализацию христианства при императоре Константине (+337), но и Первый Вселенский Собор 325 года, застав начало эпохи великих догматических споров. Но для современников и ближайших своих потомков Николай остался в безвестности. Это таинственное исчезновение его из непосредственной памяти истории было Богом вознаграждено теми великими прославлением и славой, которые он получил свыше.
Вера во Второе Пришествие Христово является догматом. Ежедневно она провозглашается в Символе Веры словами: «Верую во Единого Господа Иисуса Христа. Вновь Грядущего со славой, судить живых и мертвых. Его же Царству не будет конца».
Ожидание Господня Пришествия помещает нас, Церковь, как общество верующих, в период между двумя Пасхами: нашей земной Пасхой, сугубо празднуемой в период от Воскресения Христова до Пятидесятницы, и той Великой Пасхой Господа Иисуса, когда Он вернется во славе со всеми святыми. Господь воскресит всякого человека, когда-либо жившего от создания Вселенной. «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победой» (1 Кор.15;53-54).
Для правильного, православного, ортодоксального понимания святости особенно важно осознавать, что святые – это не только и не столько помогающие нам заступники, как бы остающиеся в Церкви после Воскресения и Вознесения Господа Иисуса, Единого Единственного Истинного Чудотворца и Святого на все времена, но они же предшественники Его Второго Славного Пришествия. Как об этом таинственно говорится в Евангелии от Матфея: «И гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во Святой Град и явились многим» (Мф.27;51-53). Таким воскресшим, вышедшим из гробов «Предвестником Пришествия Христова» сделался для Церкви и Вселенной святитель Николай, к которому верные обращаются с просьбой о ходатайстве пред Богом.
Христос Воскресе!
Весеннее празднование святителя Николая всегда приходится на пасхальный период. В эти дни мы приветствуем друг друга словами «Христос Воскресе»! Завершая размышление о пасхальных святых, скажем несколько слов об этом пасхальном приветствии, которое, несомненно, сердцем и устами провозглашал каждый из них.
«Христос Воскресе» – это не просто сообщение о том, что Иисус жив, но один из первоначальных Символов Веры. В этом первохристианском возгласе исповедуется вера в то, что Господь Иисус – Мессия, Христос, Помазанный Богом Спаситель Мира, в котором, и только в Нем, подается избавление. «Бог воскресил Его из мертвых, и Он есть камень, сделавшийся главой угла, и нет ни в ком ином спасения», – говорится в книге «Деяний Апостолов» (Деян.4;10-12).
«Христос Воскресе» – исповедание веры в то, что Господь Иисус воскрес. Он восстал из мертвых, и смерть более не имеет над Ним власти, «Им более не обладает», как об этом говорит Писание. «Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Деян.6,9). Также всякий верующий, приобщенный этому свидетельству жизни и смерти Христовой, изъят из-под власти смерти силой Христа и Бога.
«Христос Воскресе» – это исповедание Господства Христова и Его Победы над смертью заменяет в пасхальные дни любое приветствие и даже многие молитвы. Оно повторяется вновь и вновь. Так происходит потому, что свойство православной христианской веры таково, что только переданная, то есть сообщенная другим, верующим и неверующим, она оживает в сердце самого исповедующего и становится настоящим его достоянием.
Ведь вера – не собственность и не приобретение человека, но Божий Дар. Неподотчетный, суверенный, безначальный, то есть, если переводить с греческого оригинала буквально, – анархичный Дар Бога и Отца во Христе Иисусе. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Эф.2,8).
«После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов, и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих», – написано в книге Апокалипсис (Апок.7,9). Представляя себе это великое множество святых, служащих Богу и помогающих людям день и ночь, Церковь ожидает исполнения времен.
«Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною. И Дух и невеста говорят: приди! И слышавший да скажет: приди! Аминь. Ее, гряди, Господи Иисусе» (Апокалипсис 22;12,17-20). Церковь, как Общество Верующих и Невеста Христова, вместе со святыми Феодором, Афанасием и Николаем уже здесь и сейчас ожидает Господа Иисуса. Этому ожиданию должно исполниться вскоре.