Один из праздников Церкви, украшение февраля месяца, – Праздник Сретения
Августин Соколовски, доктор теологии, священник
Славянское слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча». У праздника Сретения есть и другие названия: «Принесение Иисуса во Храм», «Очищение Пресвятой Девы Марии» и даже «Литургия Света». Каждое из этих названий связано с различными смыслами Праздника, постепенно раскрывавшимися в Истории Церкви. В Русской Церкви Сретение празднуется 15 февраля.
Праздник Сретения – библейского происхождения. Религиозность Израиля во времена Иисуса Христа строилась вокруг определенных констант, важнейшими из которых был Закон и Храм. Иисус Христос пришел исполнить Закон и должен был Его исполнить. В соответствии с Законом Моисея, рождение первенца мужского пола сопровождалось триадой обязательных для исполнения обрядов, описанных в библейской книге Левит: Обрезание, Очищение матери, Посвящение первенца.
В соответствии с этим, повествование о событии Сретения начинается со слов об обрезании Младенца. Для нас, людей XX века, важно, что именно тогда, на восьмой день после рождения (Лев. 12,3), Младенцу было дано человеческое имя Иисус. Это, кажущееся привычным событие, в свете догмата о Боговоплощении приобретает невероятный смысл. Чрезвычайно важно помнить, что само слово «Бог», независимо от того, на каком языке оно произносится, является не именем Бога, но конвенциональным понятием, обозначающим Того, Кто выше всякого имени и просто не может быть поименован. В библейской книге Исход Бог именует Себя «Сущим» (Исх.3,14). Однако и это лишь неточный перевод. Употребляемый на иврите термин дословно обозначает следующее: «Он Тот, Кто является Таким, каким Он (постоянно) становится. Становится тем, Кем Он должен стать. Есть и будет». Или, более просто: «Буду быть». Но если для Бога отсутствие имени является знамением Его величия, то наречение имени «Иисус» родившемуся Богомладенцу на восьмой день означает глубину самосмирения Бога, которое на богословском языке называется кенозисом, или истощанием. Ведь родившийся Богочеловек, до восьмого дня пребывал безымянным. Он оставался безымянным, чтобы избавить человека от всякой разрушительной анонимности и отсутствия имени, чтобы наполнить жизнью наши имена. «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» (Лук.2,22). Самосмирение Самооткровения, каковым является Бог.
Согласно той же книге Левит, где дано предписание об обрезании, женщина, родившая ребенка мужского пола, считается нечистой в течение 40 дней. После этого она должна принести в жертву агнца, а в случае крайней бедности – двух горлиц или двух молодых голубей (Лев.12;6.8). На основании свидетельства Евангелия от Луки о «двух горлицах или птенцах голубиных» можно сделать вывод о том, что Мария и Иосиф были бедны (Лук.2,24). В Библии Бог провозгласил всех первенцев принадлежащими Себе (Исх.13;2.15). Во времена существования Храма первенец должен был быть принесен туда. Книга Чисел повелевала платить за младенца выкуп (Числ.18,16). Об исполнении этих предписаний и повествует Евангелие от Луки. Однако оно ничего не говорит об уплате выкупа. «А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных» (Лк.2,22-24). От самого момента принесения Господа в Храм берет свое начало одно из названий праздника Сретения, которое и по сей день является основным в немецком, французском и английском языках: Принесение, или Представление Господа во Храм. В свою очередь, обряд очищения, который, согласно Закону, необходимо было исполнить Пресвятой Деве Марии, лег в основу другого названия праздника, которое также некогда употреблялось в Церкви: «Очищение Пресвятой Девы». Сочетание этих двух обрядов – Очищения Матери и Принесения Перворожденного Младенца – послужило причиной того, что, согласно богослужебному Уставу, Сретение одновременно является и господским, и богородичным праздником. То есть в отличие от других дванадесятых праздников, Сретение – это одновременно праздник в Честь Богородицы и Самого Господа Иисуса Христа.
История библейского народа до Пришествия в мир Мессии – это история Ожидания. В событии Сретения это ожидание приобретает конкретные, удивительные, наполненные смыслом черты. «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в Храм» (Лк.2,25-27). В этих кратких словах евангельского текста о Симеоне сказано все. Симеон был одним из тех библейских праведников, что на протяжении тысячелетий истории богоизбранного народа, начиная от Авраама, следовали божественному призыву и ожидали избавления, не зная, в точности, как, когда и в каких Богом определенных исторических обстоятельств оно придет. На Симеоне почивал Святой Дух, и обетование, что он увидит Христа Господня, было благословением.
Христа Младенца в Храме ждал не только Симеон. Анна-пророчица, удивительное сочетание женской библейской святости и пророческого дара, также ждала Мессию Христа. Интересно, что именно про нее Евангелие говорит, как о достигшей весьма преклонных лет. «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк.2;36-37). Евангельские слова допускают двоякое понимание. Возможно, Анне было 84 года. Но также возможно, что Анна 84 года была вдовой. Принимая во внимание, что брачный возраст тогда был 14 лет и что Анна провела в браке 7 лет, на момент встречи с Господом Анне могло быть… 105 лет.
Симеон и Анна свидетельствуют о мессианстве Господа Иисуса. Так подтверждается верность библейскому слову о том, что двух человек свидетельство верно (Втор.17,6; ср.Ин.8,17). Ожидание Мессии благословенно для всякого возраста;
Именно эта встреча со Христом двух праведных – исторических личностей Симеона и Анны, одновременно олицетворяющих праведных мужей и жен всей истории Израиля, – дала Празднику современное уникальное название на русском и греческом языках. Сретение. Сретение как встреча Мессии и праведных Израиля. Сретение как встреча Бога и человека. Сретение как встреча Двух Заветов. Сретение как радость Божьих людей.
Описание События Сретения является исключительной особенностью Евангелия от Луки и не встречается в других Евангелиях. Основополагающей идеей Евангелия от Луки является благая весть о том, что спасение во Христе Иисусе обращено ко всем народам. В Нем – Истинном Боге и Подлинном Человеке – Бог явил Себя как Человеколюбивый, Милостивый Отец, Спаситель и Искупитель для всего мира, Свет Откровения для всех людей.
«Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лук.2;29-32). Эти слова Песни Симеона Богоприимца – сердце События Сретения и украшение Евангелия от Луки. Благодаря «Ныне отпущаеши» Симеон навеки стал одним из его авторов.