Прогулки по Москве с Михаилом Барщевским

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Москва – город-легенда, и у каждого москвича она своя (Продолжение. Начало читайте в №141/01/5012)

Татьяна Бадалова


Мы продолжаем нашу экскурсию по Москве с коренным москвичом Михаилом Юрьевичем Барщевским. Полномочный представитель Правительства РФ в Конституционном и Верховном судах, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, писатель-прозаик и драматург, он долгое время исполнял также роль «хранителя традиций» интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?».

Петровский пассаж

Вернувшись со стажировки из США, я понял, что в России начинает развиваться рыночная экономика, а значит, адвокат-одиночка – это уже анахронизм и надо создавать адвокатскую фирму. В том же году мы с друзьями-юристами создали первую в Советском Союзе адвокатскую фирму. Это была бизнес-адвокатура, офис которой располагался на третьем этаже Петровского пассажа.

Сегодня трудно представить, что какой-нибудь современный торгово-развлекательный центр попадет на страницы художественного произведения. Такой чести удостаивались по-настоящему культовые места, с историей. И Петровский пассаж был одним из них. Помните торги, где Остап Бендер и Киса Воробьянинов намеревались выкупить заветные стулья? Так вот они проходили в аукционном зале Петровского пассажа. Цитирую: «В Пассаж на Петровке, где помещался аукционный зал, концессионеры вбежали бодрые, как жеребцы».

А еще пассаж упоминается в стихах Владимира Маяковского, причем в своей исконной торговой роли: «С восторга бросив подсолнухи лузгать, // восторженно подняв бровки, // читает работница: // “Готовые блузки. // Последний крик Петровки”».

Идея строительства пассажа принадлежала Вере Фирсановой, богатой московской предпринимательнице и меценатке, продолжательнице известной купеческой династии Фирсановых. После смерти отца она унаследовала огромное состояние и, решив дальше развивать семейное дело, стала одной из крупнейших домовладелиц в Москве на рубеже XIX–XX веков: на тот момент ей принадлежали 23 дома в черте города (в том числе и на месте будущего пассажа), а также Сандуновские бани.

Чтобы реализовать идею строительства пассажа, выходящего фасадами на Петровку, 10 и Неглинную, 13, Вера Ивановна продала два домовладения и пустила на него вырученную сумму. Работу поручили архитекторам Сергею Калугину и Борису Фрейденбергу, которые чуть ранее проектировали комплекс строений для Сандуновских бань.

К 1906 году, на два года раньше открытия ЦУМа, между Петровкой и Неглинной выросло трехэтажное здание со сквозными торговыми рядами. Внутреннее пространство было единым: его спланировали таким образом, чтобы залы не изолировались друг от друга. Сверху торговые ряды накрыли полуцилиндрические стеклянные своды, выполненные по проекту известного русского инженера Владимира Шухова. Работы продолжались три года и потребовали общих затрат в размере более 1,5 миллиона дореволюционных рублей (в то время огромная сумма!).

Фирсановский пассаж (изначально он назывался по фамилии хозяйки) распахнул двери 20 февраля 1906 года. В числе более чем 50 торговых павильонов и магазинов были кондитерские лавки Товарищества «Абрикосов и сыновья» и Товарищества кондитерских фабрик «Реномэ», магазины шелковых и шерстяных тканей Маркушевича и Григорьева, белья и галстуков Луи Крейцера, зонтиков Матильды Бариш, французской фирмы «Гомон», торгующей фото- и видеотоварами. Когда на Москву опускались сумерки, Фирсановский пассаж начинал сиять огнями.

После революции в судьбе пассажа произошли кардинальные изменения. В 1918 году его национализировали и переименовали в Петровский по названию улицы. В течение последующих сорока лет здание использовали в самых неожиданных целях: здесь работала промышленная выставка ВСНХ; размещалась фабрика для пошива белья Красной армии; под руководством Умберто Нобиле проектировались дирижабли в «Дирижабльстрое»; проходили аукционы отобранного у дворян имущества. Была здесь и коммуналка для москвичей, лишившихся крова во время войны. Лишь в начале 60-х годов, после того как пассаж стал филиалом ЦУМа, в магазине вновь закипела торговая жизнь.

Смотровая площадка на Воробьевых горах

Москву называют городом на семи холмах, так вот Воробьевы горы – это один из этих холмов. Высота смотровой площадки – около 80 метров над уровнем Москвы-реки (200 метров над уровнем моря). Уже много лет это одна из культовых достопримечательностей столицы, ставшая обязательным пунктом посещения туристов. Но сразу оговорюсь, что Воробьевы горы популярны не только у гостей города. Следуя давней традиции, сюда часто приезжают молодожены, а по вечерам на площадке собираются местные байкеры и стритрейсеры.

Согласно городским легендам, в прошлом Воробьевы горы не раз становились обзорной площадкой для завоевателей: говорят, отсюда во время своих походов смотрели на Москву крымский хан Газы II Герай и литовский гетман Ходкевич. Но окажись современный москвич на средневековых Воробьевых горах, он бы их ни за что не узнал.

Ученые утверждают, что люди в этой местности появились в первом тысячелетии до нашей эры, то есть в эпоху железного века. Со временем древние поселения превратились в села, а в Средние века – в боярские вотчины. В летописных источниках несколько раз упоминается боярин Юрий Воробьев, хозяин здешних мест, получивший земли от московских князей за многолетнюю службу. При нем деревенька быстро превратилась в великокняжескую резиденцию с дворцом и церковью. В здешнем пруду водились осетр, стерлядь и прочая рыба. А по роще спокойно разгуливали олени. Дворец возвели в XV веке, и он более двух столетий служил резиденцией сначала московским князьям, затем российским царям. Кстати, именно здесь укрывался Иван Грозный, пережидая грандиозный Московский пожар.

Главной достопримечательностью Воробьевых гор можно назвать храм Живоначальной Троицы, имеющий большое историческое и культурное значение. Первоначально он был деревянным, однако поскольку такие постройки быстро ветшали, на их месте возводили новые. Каменный храм, который мы видим сегодня на Воробьевых горах, начали строить в 1811 году.

Немногие знают, что и Храм Христа Спасителя в честь победы над Наполеоном в войне 1812 года первоначально предполагалось возвести здесь. Проект шведского архитектора Александра (Карла) Витберга был одобрен государем Александром I, который назвал Воробьевы горы «короной Москвы». Средства по тем временам выделили огромные – 16 миллионов рублей от казны и немалые народные пожертвования. В работах участвовали 20 000 крепостных. Но через десять лет строительство свернули из-за коварных оползней – строители не осилили даже «нулевой цикл». А в бюджете проекта обнаружили недостачу в миллион рублей! В итоге растратчики предстали перед судом, а храм Христа Спасителя возвели на Пречистенке по проекту Константина Тона.

В XIX столетии Воробьевы горы превратились в популярное дачное место, где по выходным и праздникам проводились народные гуляния. В советские годы на Ленинских горах (именно так с 1935 по 1999 год называлась эта местность) расположились дачи видных политических деятелей.

Спустя два года после окончания Великой Отечественной войны было принято решение о строительстве восьми высотных зданий. Одно из них, самое высокое, предназначалось для Московского государственного университета. Тогда же и была обустроена смотровая площадка – вместо деревянной резной ограды появилась гранитная балюстрада.

С Воробьевых гор открывается наиболее широкая панорама города, доступная круглогодично, в любое время дня и ночи и, кстати, абсолютно бесплатно. Здесь можно действительно проникнуться масштабом современной Москвы: увидеть практически все знаковые небоскребы столицы, шесть из семи сталинских высоток (включая здание МГУ позади площадки), ряд архитектурных достопримечательностей в центральной части города и даже Кремль, а также набережные Москвы-реки. А если присмотреться к строительным кранам на горизонте, то можно даже заглянуть в будущее Москвы и предположить, каким в скором времени станет городской пейзаж. Архитектурный облик столицы быстро меняется, и через несколько лет он будет заметно отличаться от того, что можно увидеть сегодня.

Воронцовский парк

Усадьба Воронцово, или Воронцовский парк, – визитная карточка молодого и зеленого Обручевского района и одно из чудесных мест отдыха в столице. Территория, на которой расположены каменные постройки, сад и ряд прудов, занимает почти 41 га. История усадьбы насчитывает несколько столетий. За эти годы здесь произошло много событий, но самой занимательной мне кажется совершенно невероятная, почти детективная история, связанная с разработкой секретного оружия.

Представьте, в конце весны 1812 года усадьбу арендует губернатор Николай Васильевич Обресков с одной-единственной целью – создать секретное оружие против Наполеона. Изобретатель из Германии Франц Леппих предложил идею строительства управляемого аэростата, который мог поднимать в воздух до 40 солдат и около 5 тонн пороха. Предполагалось, что позиции противника можно будет обстреливать с борта воздушного шара. Проект заинтересовал царя Александра I, и он даже несколько раз приезжал в усадьбу во время разработки аэростата, над которым в условиях глубочайшей секретности работали 150 человек (усадьбу называли то «предприятием по изготовлению земельных машин», то «фабрикой для изготовления пушечных зарядов»). Но несмотря на все меры предосторожности, французы узнали о строительстве. Когда Бонапарт подходил к Москве, началась эвакуация и предприятие Леппиха частично вывезли в Нижний Новгород, потом в Петербург и уничтожили. К сожалению, боевой аэростат так и не поднялся в небо, а усадьба была ограблена и сожжена французами.

Но давайте вернемся к предыстории. Имя усадьбе дал представитель знаменитого рода бояр Федор Васильевич Воронец, который в XIV веке владел этими землями. Спустя годы одним из хозяев вотчины становится великий князь Московский и всея Руси Иван Грозный (по его велению в 1572 году название Воронцовское сменилось на Воронцово), а после – его сын Федор Иванович (Блаженный).

При правлении второго русского царя из династии Романовых Алексея Михайловича вотчину передали во владение князьям Репниным, при которых в Воронцове и была основана усадьба. При них здесь появились основные постройки – господский дом, флигели, готический въезд на территорию – и был разбит роскошный сад. В те же времена в одном из флигелей была устроена домовая церковь с редким названием «Происхождение Честных Древ Креста Господня». Сейчас этот храм освящен в честь Живоначальной Троицы.

После того как Воронцово частично уничтожили наполеоновские войска, усадьба была восстановлена в 20-е годы XIX столетия. Ее тогдашняя владелица писательница Зинаида Александровна Волконская создала здесь популярный светский салон, в котором собирались известные в Москве люди. В последующее время усадьба неоднократно меняла статус – например, на кирпичный завод, совхоз, механическую мастерскую, фабрику игрушек, тюрьму, биостанцию и, наконец, памятник садово-паркового искусства.

В настоящее время важнейшей частью усадьбы является каскад из пяти прудов, вырытых на притоке речки Раменки. А если въезжать в Воронцово со стороны улицы Академика Пилюгина, можно увидеть два дуба, которым более 250 лет.

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.