Парижский гений

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

190 лет назад, 15 декабря 1832 года, родился Гюстав Эйфель, автор главного символа Парижа – Эйфелевой башни

 Вячеслав Катамидзе


 В великой индустриальной эпохе, которой считается XIX век, поистине «золотым периодом» стала вторая половина столетия. В России известнейшими инженерами этого периода были Иван Вышеградский и Лавр Проскуряков, в Америке – Томас Эдисон и Никола Тесла, в Англии – Джозеф Пакстон и Джон Вулф-Барри. Во Франции самым почитаемым гением инженерии стал Гюстав Эйфель, автор главного символа Парижа – Эйфелевой башни.

 Между тем мало кто знает, что настоящее имя инженера – Гюстав Беникхаузен, и он немец по происхождению. Его предки переселились во Францию в начале XVIII века, а фамилию Эйфель взяли потому, что на Западе Германии, в их родных краях, возвышаются горы, которые носят название Эйфель.

 Гюстав Эйфель родился 190 лет назад в городе Дижон в Бургундии. Его отец весьма успешно выращивал виноград на своих обширных плантациях. Но сельское хозяйство совсем не интересовало мальчика.

 Огромную роль в формировании характера юного Гюстава сыграл его родственник по имени Жан-Батист Моллерат, владелец крупного химического завода и автор метода перегонки уксуса. Он взялся обучать Гюстава химии и горному делу, и тот быстро преуспел в науках. Юноша поступил в парижскую Политехническую школу, которая во все времена считалась «колыбелью» ученых и инженеров. Проучившись там три года, будущий конструктор пошел учиться в Центральную школу ремесел и искусств.

 В 1855 году Эйфель закончил учебу в Политехнической школе и в том же году смог посетить Всемирную выставку в Париже.

Спустя 34 года Эйфель сам станет участником такой же выставки и построит для нее башню из металлоконструкций, которая впишет его имя в историю. Но пока его самостоятельная жизнь только начиналась.

Шарж на Эйфеля в журнале «Панч»

Первая оплачиваемая работа Эйфеля была весьма скромной: он служил секретарем у инспектора железных дорог. Спустя недолгое время его знания и инициативу оценили по достоинству: он начал работать в фирме, которая занималась проектированием и строительством мостов. И спустя три года после окончания учебы Эйфель спроектировал свой первый мост.

 Уже тогда он проявил качества талантливого конструктора. Чтобы сваи держались прочнее, Эйфель предложил вбивать их в дно реки. Этот метод не был инновацией, так как испокон веков сваи старались вбить в дно реки как можно глубже, но Эйфель предложил сделать это с помощью гидравлического пресса. А чтобы устанавливать сваи на глубине 25 м как можно точнее, Эйфель сконструировал специальное приспособление.

 Заметим, что, планируя работу, Эйфель старался облегчить труд строителей и монтажников. Строя свой первый мост, он отказался от возведения тяжелых строительных лесов, на создание которых уходило много времени. По плану Эйфеля огромная металлическая арка моста была собрана на берегу, а чтобы установить ее на место, понадобились лишь стальные тросы, натянутые между берегами реки. Как ни странно, этот метод Эйфеля получил повсеместное распространение только спустя полвека.

 Его работа была высоко оценена: конструктор получил признание как инженер-мостостроитель. В течение последующих двадцати лет он спроектировал много различных сооружений, причем некоторые стали со временем памятниками архитектуры.

 В 1875 году Королевская железнодорожная компания Португалии объявила конкурс на строительство моста через реку Дору. Эйфель тоже предложил свой проект, который оказался более дешевым по сравнению с проектами соперников и, естественно, победил в конкурсе. Перед инженером стояла непростая задача: дно реки покрывал глубокий слой гравия, поэтому построить опоры обычным способом было невозможно. И тогда Эйфель сконструировал однопролетный мост – длина его пролета была 160 м! Таких мостов в то время не было в мире. Сейчас этот мост, называемый ПонтидиДонаМарияПиа, имеет статус национального памятника и не используется по назначению.

 Эйфель порой брался за проекты, которые скептики заранее обрекали на неудачу. Одним из них было строительство виадука Гараби через реку Тюйер. Его планировалось создать над горным ущельем глубиной 165 м. Все инженеры, которым предлагали построить этот виадук, отказались принимать участие в проекте. А Гюстав Эйфель за него взялся. Он решил перекрыть ущелье гигантской аркой, опирающейся на два мощных бетонных пилона. Арку собрали из двух половин, а потом подогнали одну к другой с точностью до десятых долей миллиметра. Весь виадук представляет собой сетчатую металлоконструкцию, пересекающую ущелье на высоте более 130 м. Поверх арки был сделан настил длиной 490 м, но общая длина моста с концевыми арками составляет почти 565 м. Когда работы были закончены, выяснилось, что виадук Гараби – самый высокий арочный мост в мире.

 Эйфель разработал эффективную методику расчета металлоконструкций, причем независимо от их размеров и формы. Вместе с известным французским инженером де Дионом он спроектировал гигантский промышленный корпус, который был прозван «Залом машин». Длина сооружения составила 420 м, ширина – 115 м. Здание было высотой 45 м. Каркас здания состоял из металлических балок и штанг, поддерживаемых ажурными стеклянными блоками. В те времена зданий с такими размерами не существовало, и руководители фирмы, которой предложили осуществить данный проект, ознакомившись с ним, заявили, что проект нереалистичен. Однако уникальный проект был реализован, а его автор удостоился золотой медали за непревзойденное техническое решение. К сожалению, в 1910 году «Зал машин» был разобран.

 Вершиной инженерного и архитектурного мастерства Эйфеля стала металлическая башня, построенная к открытию Всемирной выставки 1889 года, проходившей в Париже с 6 мая по 31 октября. Изначально планировалось, что башня будет временным сооружением. Идея проекта была выдвинута тогда не Эйфелем, а сотрудником его мастерской Морисом Кешленом; он и сделал первый эскиз башни. Но в ходе работы над проектом Эйфель внес в него множество изменений. Изменилась не только форма башни, но и ее размеры и организация внутреннего пространства.

 Планируя строительство башни, Эйфель полагал, что она должна стать архитектурной доминантой выставочного пространства. Но когда было решено, что высота башни составит 300 м, стало ясно, что башня будет архитектурной доминантой всего района и, возможно, всего города. Техническое решение было и простым, и сложным одновременно. Для опор башни был вырыт глубокий котлован, нужно было изготовить миллионы конструктивных, крепежных и вспомогательных деталей. Тонкие металлические детали крепились заклепками. Стреловидная форма башни делала ее как бы уходящей в небо, а полупрозрачный ее силуэт придавал изящество всей конструкции – она буквально парит над городом.

 А ведь башни этой могло бы не быть! Творческая интеллигенция Парижа отнеслась к проекту негативно. В начале 1888 года, спустя месяц после начала работ по возведению конструкции, на имя председателя выставочного комитета было направлено послание с протестом. Его составила группа художников и писателей. Они просили отказаться от возведения башни, так как она может испортить привычный пейзаж французской столицы. Но известный архитектор Т. Альфан авторитетно заявил, что проект Эйфеля имеет большой потенциал и может стать не только важнейшим экспонатом выставки, но и главной достопримечательностью Парижа. Так и произошло. Прошли годы, и облик великого города стал ассоциироваться с башней талантливого конструктора: башня Эйфеля стала символом Парижа. Сегодня Эйфелева башня – одна из самых популярных и фотографируемых достопримечательностей мира. За год ее посещает около семи миллионов туристов.

Обсерватория в Ницце

Гюстав Эйфель принимал участие и в создании главного символа Америки – статуи Свободы. В ходе подготовки Всемирной выставки Эйфель познакомился со скульптором Фредериком Огюстом Бартольди, который занимался оформлением американского павильона на выставке. Центром экспозиции должна была стать небольшая статуя из бронзы, которая олицетворяла Свободу. После выставки французы увеличили статую до высоты 93 м и подарили ее Америке. Однако, когда будущий памятник приехал на место установки, выяснилось, что для монтажа необходим крепкий стальной каркас. Единственным инженером, который хорошо разбирался в расчетах металлоконструкций и в их водоустойчивости, был Гюстав Эйфель. Он сумел создать настолько прочный каркас, что статуя стоит уже более сотни лет и сильный ветер с океана ей нипочем. Когда несколько лет назад американский символ реставрировали, было принято решение проверить расчеты Эйфеля с помощью компьютера. Они оказались поразительно точными.

 Эйфель постоянно находил интересные способы осуществления крайне сложных проектов. К примеру, он взялся спроектировать купол обсерватории в Ницце и решил эту задачу блестяще. Диаметр вращающегося купола обсерватории составляет 24 метра, вес – около 100 тонн. Однако Эйфель спроектировал купол так, что он легко приводится в движение одним человеком с помощью лебедки. Весь секрет в том, что инженер решил поместить купол на поплавок, который находится в кольцевом канале. Чтобы зимой жидкость в канале не замерзала, Эйфель велел добавить в нее карбонат калия.

 Эйфелю также приписывают создание дома из железа в Перу. В период каучуковой лихорадки многие плантаторы в этой стране быстро разбогатели. Одним из них был дон Ансельмо де Агила, который решил построить в городке Икитос дом целиком из железа. В то время в городе дома были либо деревянные, либо глиняные, и постройка из металла могла считаться не только уникальным, но и весьма эксцентричным сооружением, достойным людской молвы. Полагают, что Эйфель разработал проект дома, отлил детали конструкции в Бельгии и отправил все части пароходом через Атлантический океан. Существует мнение, что Эйфель только изучал возможность создания такой конструкции, а бельгийцы сделали все остальное без него. Документы, которые бы свидетельствовали в пользу Эйфеля, увы, не сохранились.

 Впрочем, и в том, и в другом случае создание такого дома было очевидной неудачей: железный дом был непригоден для обитания. В жаркое время года металл накалялся и внутри становилось невообразимо душно; в холодное время его практически невозможно было обогреть. Сейчас в железном доме находятся сувенирный магазин и кафе.

 Оставил свой след Эйфель и в области науки. В городке Отейль он создал первую в мире лабораторию, для исследования влияния ветра на стойкость различных сооружений. Эйфель, кстати, стал первым в мире инженером, который использовал при этом аэродинамическую трубу. Результаты своих исследований конструктор опубликовал в целой серии фундаментальных трудов. Его научные разработки считаются энциклопедией инженерного искусства по сей день.

 Последние годы гениального конструктора и исследователя были, к сожалению, омрачены скандальной историей. В то время велось масштабное следствие относительно сомнительных сделок, связанных со строительством Панамского канала. Эйфеля обвиняли в отмывании средств во время постройки канала, и в 1893 году его приговорили к двум годам тюрьмы и большому штрафу. Поскольку истек срок

давности действий, квалифицированных как преступные, приговор инженеру был признан недействительным, но репутация его все равно сильно пострадала.

 Эйфель умер в возрасте 91 года в своем особняке в Париже.

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.