Слова апостола Павла о всеобщем единстве и равенстве всех во Христе остаются аксиомой
Августин Соколовски, доктор богословия, священник
«Мы живем, облекшись в нового человека, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос», – пишет апостол Павел в своем Послании к Колоссянам (Кол.3;10-11). Тем самым утверждается истина о том, что вопреки правилам и традициям древнего мира, где царили всевозможные разделения, во Христе Иисусе это преодолено. Поэтому в Церкви, где, безусловно, есть и мужчины, и женщины, люди разных возрастов и положений, никакое из противопоставлений не является ключевым или принципиальным.
Поэтому даже в темах, которые для Церкви особенно важны (а почитание святых – это именно такая тема), слова апостола Павла о всеобщем единстве и равенстве всех во Христе остаются аксиомой. И все же, прославляя святых, мужчин и жен, Церковь всегда старается о том, чтобы то важное, что составляет суть их особенного призвания, проявлялось и прославлялось в их мужском или женском подвиге. Подобным же образом отдельные великие Церкви, страны и народы как бы олицетворялись с именем тех святых жен, с которыми их связала история. Таковой была для Франции великая Парижская святая Женевьева (420–500), для России же такой стала равноапостольная княгиня святая Ольга (920–969). Удивительно, что Женевьева старше Ольги ровно на 500 лет. Примерно столько же времени отделяет французскую святую от времен Евангелия, где помимо Марии Магдалины и жен-мироносиц для нас сохранился другой особенный образ женской святости, о котором очень важно не забывать.
Речь, конечно же, идет о жене-самарянке – женщине, которую Господу Иисусу на пути своего странствования по Палестине довелось повстречать. Неделей о самарянке именуется Церковью одно из последних – пятое – воскресенье после Пасхи. За литургией прочитывается продолжительный отрывок, охватывающий почти целую четвертую главу Евангелия от Иоанна (Ин.4,5-42). Это означает, что евангелист стремился вложить в этот текст особенный библейский, целостный теологический замысел. Про содержание этого евангельского чтения можно сказать очень многое. Как и всякий отрывок в Евангелии от Иоанна, он имеет начало, продолжение и завершение и по сути своей сам как бы уже является отдельным Евангелием.
Согласно сказанному в тексте, Господь Иисус должен был проходить в Галилею через Самарию (Ин.4,4). По свидетельству Флавия, через Самарию в Иерусалим проходили галилейские паломники. Эта территория также находилась под властью римлян, а путь занимал три дня.
«Итак, приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа» (Ин.4,5-6).
Большая часть повествования – стихи 5–30 и 39–42 – посвящена беседе Христа с самарянкой. Эта беседа, как подчеркивает евангелист, необычна в двух отношениях, поскольку, во-первых, согласно обычаям того времени, женщине не подобало самостоятельно разговаривать с мужчиной, а во-вторых, иудеи не сообщались с самарянами.
«Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай мне пить» (Ин.5,7). Господь приходит к колодцу около шестого часа дня, то есть в полдень. Это было самое жаркое и мучительное время дня. «Ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?» (Ин.4,7-11).
Просьба Господа о воде приводит к немедленному противопоставлению, которое, так же как и сам факт разговора с самарянской женщиной, является двойственным. Живая вода источника, что на языке того времени означало проточную воду (5,11) – противопоставляется «живой воде», которую дает Господь Иисус. Вода Господня именуется живой, потому что приводит к жизни вечной. Важно отметить, что с самого начала Евангелия от Иоанна это уже четвертое повествование, говорящее именно о воде. Ведь во второй главе Господь превращает воду, стоявшую по обычаю очищения иудейского (2,6), в вино на свадьбе в Кане Галилейской, а в третьей главе, в беседе с Никодимом, возвещает о вхождении в Царство Божие через рождение от Воды и Духа (3,5). Помимо этого, в самом начале четвертой главы говорится о крещении, которое совершали над приходившими Его ученики (4,2). Другой частью этого двойственного противопоставления в просьбе о воде становится образ библейского патриарха Иакова, который «дал нам этот колодезь» (12). О купле Иаковом участка земли и погребении там библейского патриарха Иосифа повествуется в Книге Бытия.
Основанное на библейской традиции восприятия мест и символов толкование говорит о колодце, источнике свежей воды как о месте встречи. У колодца «раб Авраама, старший в доме его, управлявший всем, что у него было» (Быт.24,2), посланный взять жену сыну Авраама Исааку «из земли его, а не из дочерей Хананеев (24,3–4), встретил Ревекку. Ревекка стала женой Исаака. У колодца Иаков встретил свою будущую жену Рахиль (Быт.29,10). У колодца в земле изгнания оказался Моисей (Исх.2,15–17) и там встретил свою будущую жену Сепфору (2,21).
«Неужели ты больше отца нашего Иакова?» – спрашивает самарянская женщина. Возможно, этот вопрос остался бы просто риторическим, если бы Сам Господь не повелел ей позвать мужа. (4,16). Так колодец, как место соприкосновения людей в Библии, в Евангелии от Иоанна, становится топосом разговора человека и Бога.
В диалоге между Господом и самарянкой есть интересные, важные и, наверное, самые цитируемые в пастырских назидательных проповедях слова: «Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» (Ин.4,16–18).
Что же означают эти загадочные «пять мужей и тот шестой, который на самом деле не муж»? Библейская экзегетика предлагает нам разные варианты понимания этих слов.
В самом начале этого повествования говорится, что Господь пришел к колодцу в шестой час, то есть в полдень. Патриархальные обычаи тогдашнего общества предполагали строгое распределение времени доступа к воде. Тот факт, что самарянка пришла к колодцу в самое неподходящее, жаркое время дня, мог означать, что она была пренебрегаема соплеменниками. Потому, возможно, что мужчина, который был с ней, просто не считал нужным скреплять свой союз с ней брачным договором. Совершенно другое, противоположное толкование видит в самарянке богатую, уверенную в себе женщину, которая сама для себя выбирала время, когда нужно было прийти за водой. Она совершенно не хотела обременять себя ненужными законными отношениями с тем мужчиной, который, по слову Господа, «ей не муж».
Важно вспомнить, кто такие самаряне. Самаряне – особый библейский народ, возникший в Палестине в результате частичного переселения жителей Израильского царства в Ассирию в 722 году до Рождества Христова. Судьба ушедших израильтян неизвестна, но на их место ассирийцы привели жителей других, подчиненных себе территорий. Новую провинцию своей Империи они назвали Самарией, а образовавшийся новый народ получил название самарян.
Как это и полагалось по религиозным традициям тех времен, самаряне почитали местного Единого Бога, Бога Яхве, но при этом почитали и других, привнесенных богов. В конце IV века, когда после Вавилонского Плена стены Иерусалима были уже воздвигнуты вновь, часть священников из народа Божия удалилась к самарянам.
На горе Гаризим был воздвигнут другой альтернативный храм, который позже неоднократно разрушался ревнителями из иудейских правителей. Между иудеями и самарянами были очень напряженные, враждебные отношения. Общаться и как-либо соприкасаться с самарянами для иудеев считалось зазорным. «Ибо и иудеи с самарянами не сообщаются» (4,9).
Решающим вопросом во взаимоотношениях иудеев и самарян был именно вопрос о том, какому из святилищ, мест поклонения Богу, следует отдавать предпочтение: Иерусалиму или Гаризиму. Евангелист озвучивает это устами самарянки: «Отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме» (4,20).
«Разрушьте храм сей, и я в три дня воздвигну его» (Ин.2,19). «На это сказали Иудеи: этот храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его» (20). Эти слова, сказанные Господом Иисусом в Иерусалимском храме в преддверии иудейской Пасхи и помещенные евангелистом в самом начале Евангелия, парадоксальным образом получают свое раскрытие именно в беседе с самарянкой.
Христос оставил иудеев без ответа, ответ же на их вопрос дал самарянам. Господь Иисус приносит исполнение всего того, что в ритуальном, богослужебном, культовом отношении пытался, но не смог дать Ветхий Завет. Эта диалектика невозможности, присущая ветхозаветному откровению, чрезвычайно важна. Но остается недоступной вне присутствия Христова. Исповедание этого евангелист вложил в уста самарянки: «Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все» (Ин.4,25).
Только Господь Иисус дает живую воду, которая становится источником вечной жизни. «Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин.4;13-14).
Неделя о самарянке – уже вторая «женская память» в течение пасхального периода. Если в третью неделю по Пасхе Церковь вспоминала жен-мироносиц, давших на все времена пример веры, верности, постоянства и деятельного служения Господу Иисусу, то в неделю пятую – это воспоминание самарянской жены. Второе воскресенье посвящено апостолу Фоме, четвертое – расслабленному, а шестое – исцелению слепорожденного. Получается, что, в то время как мужи, воспоминаемые Церковью и получившие благодеяния Господа, первоначально страдали неверием, расслаблением и слепотой соответственно, жены, которым посвящены эти чередующиеся воскресные дни, наоборот, силой благодати явили собой пример служения делом, как мироносицы, или же научением, как это очевидно на примере самарянки. Она не только научается от Господа истине о Его мессианстве, но и возвещает, то есть, по сути, учит о Нем, своих соплеменников. «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?» (Ин.4,29).
В наше время налицо тенденция превращать празднование дня жен-мироносиц в своего рода женский праздник Церкви. У этой традиции есть своя особенная красота и благочестивый смысл, но она не должна заслонять собой подлинный, библейский и теологический смысл воспоминания учениц Господа. Такой ученицей Господа, по свидетельству и Писания и Предания, стала и самарянская жена: «И многие самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (4;39,42).
Все они, послужившие Господу словом и делом жены, мироносицы и самарянка, принадлежали к тому кругу общения Господа, который Сам Он избрал и из которого созидал Церковь. Как некогда Честертон назвал один из своих романов «Человек, которого звали Четвергом», так и их можно именовать «Людьми Воскресения».
В беседе с самарянкой провозглашается призвание к вере в Христа Мессию не только иудеев, но и всех народов. Упраздняется противопоставление безупречного ортодоксального иудейства вере простых и малых людей. Явлено бывает упразднение Господом Иисусом ритуальной нечистоты, которая прежде проявлялась в принципиальном отказе иудеев от соприкосновения, а тем более разговора с самарянами. Предвосхищается провозвестие апостола Павла о том, что в Христе нет более ни мужского пола, ни женского, которое, конечно же, не придумано Павлом, но, будучи выражением новозаветной веры, имеет Своим Источником Самого Господа Иисуса. Наконец, живая вода многих библейских текстов из проточной и колодезной, утоляющей жажду, становится водой жизни Слов Христовых, Духа Господня и Крещения, чтобы во Втором Пришествии Царя Славы Иисуса ознаменовать собой Небесный Иерусалим и окончание истории. «И Дух и невеста говорят: приди! И слышавший да скажет: приди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром. Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Апок.22;17,20).