Обладатель счастливого таланта

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

«Таинственная Библия» Вячеслава Катамидзе заставляет по-новому посмотреть на тексты, базовые для всей европейской цивилизации

Андрей Буровский, писатель, кандидат исторических наук, доктор философских наук, профессор


Только изучая творчество Вячеслава Ивановича Катамидзе для представления его к Беляевской премии, я узнал, что еще совсем молодым он написал «Пособие авиационному бортовому переводчику» и русско-английский словарь по бронетанковой технике. Но далеко не всякий выпускник Военного института иностранных языков и советский военный наблюдатель ООН будет писать книги. Если пишет – значит, сидит у него на правом плече эдакий литературный бесенок, властно нашептывая: «Пиши!».

 Далеко не всякий, взявшийся за перо, становится профессиональным писателем. Для этого нужен не только пресловутый талант, но и колоссальное желание писать, писать и еще раз писать. Чтобы войти в литературу, нужна некоторая упертость: та самая готовность тратить огромное количество времени и сил, чтобы писать.

Эксперт по ближневосточным проблемам, Вячеслав Иванович работал в Египте, Кувейте и других арабских странах, в 1973–1974 гг. был военным наблюдателем ООН на Ближнем Востоке и возглавлял оперативный отдел в центре наблюдения в Исмаилии. В 1973 году он в числе советских офицеров награжден медалью ООН “На службе мира”.

В конце 1980-х годов Катамидзе написал четыре книги. Этот список политической аналитики венчает настоящий шедевр об Ирако-Кувейтской войне (Ирако-Кувейтский конфликт. К 10-летию Войны в Заливе. – М., АРИОС, 2000). Это глубокий анализ конфликтов на Ближнем Востоке, которые привели к очередной страшной войне. Журналист и поэт А. Ковалевский (1939–2020) так оценил книгу: «То была сложная политологическая работа, но, к моему удивлению, ее оказалось читать легко, и читал я ее с большим интересом». Но это и не монография. И не публицистика. Это уже настоящее литературное произведение. Такие произведения точнее всего называть «научно-художественными», и это очень непростой жанр. Чтобы писать в этом стиле, нужно быть одновременно и ученым, и специалистом, и писателем.

«Ирако-Кувейтский конфликт» читают уже третье десятилетие, и читать будут еще долго. Даже если бы Вячеслав Иванович написал только эту книгу, можно было бы констатировать: он вошел в Большую литературу. Но это было только началом.

Сегодня В.И. Катамидзе – автор нескольких художественных произведений. Для меня вершина художественного творчества Катамидзе, своего рода шедевр – сатирическое произведение «Небесная граница: повести-буффонады» (2007), написанное под псевдонимом Сол Каламити. Книга и правда очень смешная. Рискнул бы сказать – очень «офицерская книга».

До того как начать работать в Британии в 1993 году, Вячеслав Иванович успел стать и автором популярного документального сериала “Москва Златоглавая”, и руководителем независимой студии документальных фильмов. Самые значимые из созданных в студии научно-популярных фильмов: “Полуостров сокровищ”, “Айвазовский”, “Взгляд с высоты пирамид”, «Четвертая жизнь Кувейта».

Но настоящим литературным «клондайком» стала для Катамидзе Британия.

Во-первых, потому, что доступны ну… пусть далеко не все, но многие британские архивы. Это позволило, например, сказать новое слово в такой непростой области, как история Грузии («Грузия в британских архивах и редких публикациях XIX–XX веков», 2005).

Во-вторых, Вячеслав органически не способен не познавать, не исследовать. Из поднятых в Британии архивных документов родились такие шедевры, как «Прогулки по Лондону» (Eurasia PopularResearch, 2006), «Лондон вчера и сегодня» (в соавторстве с Н.Л. Юдиным, Eurasia Popular Research, 2009) и, конечно, «Лондонские призраки и привидения» (в соавторстве с Н.Л. Юдиным, Eurasia Popular Research, 2013) – как же в Англии без привидений!

Книги о Лондоне снискали широкую популярность и, как мне достоверно известно, высоко оценены и британской публикой, включая представителей британского истеблишмента. В России же буквально тысячи, если не десятки тысяч людей познавали британскую столицу «по Катамидзе». Кстати, эта книга стала лидером продаж в магазине «Москва».

Но все, что было раньше, оказалось лишь преддверием для появления целой серии новых шедевров.

Вершиной творчества Катамидзе на данный момент является серия книг по британской и мировой истории: «Тайна человека из Стратфорда», 2010; «Тайна Ордена Храма», 2013; «Кристофер Рен. Гений английского барокко» (в соавторстве с М.Л. Николаевой), 2018. Трудно сказать, какая из них лучше. Я был инициатором выдвижения его книги «Тайна Ордена Храма» на престижную Беляевскую премию. Но высоких литературных премий достойна каждая из них.

Катамидзе безошибочно выбирает объект и предмет исследования. Его взгляд на предмет всегда необычен, всегда идет вразрез с официальной наукой. И всегда хорошо аргументирован. Можно соглашаться или спорить с его суждениями о «человеке из Стратфорда» или с оценками деятельности тамплиеров. Никто, и прежде всего сам Катамидзе, не утверждает, что его книги – истина в последней инстанции. Стократ прав предприниматель и кинематографист Александр Чачава: «“Тайны Британского музея” – это даже не книга, а целый дискуссионный клуб в толстом переплете…».

Но спорить с автором непросто. Каждый тезис подкреплен фактами, ссылками на литературу, на архивные материалы. За каждым выводом стоит немалый труд. Кроме того, книги чрезвычайно познавательны и это художественная литература в лучшем своем проявлении: произведение искусства, написанное словами. Совершенно оригинальный стиль, самобытнейший способ изложения. Наконец, книги великолепно изданы и богато иллюстрированы. Они способны украсить полку самого взыскательного любителя книги.

Особое слово о «Таинственной Библии» (2019) – двадцать восьмой книге Вячеслава Ивановича.

«Чтобы это осуществить, автор совершил около десятка поездок на Ближний Восток, побывал в Израиле, Египте, Ливане, Сирии, Марокко, в Палестинской автономии и на острове Кипр. В книге, в которой 432 страницы, более 400 иллюстраций: репродукций картин, редких гравюр, фотографий, карт и схем. На мой взгляд, в российской литературе нет и никогда не было ничего подобного – это монументальный труд особого рода. И главное достижение автора в том, что он действительно читается, как захватывающий роман!» – отмечал А. Ковалевский.

Нет сомнений, что «Таинственная Библия» вызовет еще больше споров и критики, чем все прежние книги Катамидзе. Она заставляет по-новому посмотреть на тексты, базовые для всей европейской цивилизации. Катамидзе предлагает свои авторские теории, гипотезы, понимание фактов. И как всегда – чрезвычайно аргументированно. Восхищает бесстрашие Вячеслава Ивановича… Автору сих строк не раз предлагали заняться теорией палеоконтактов… Отказался: что не напишешь и не скажешь, вывод будет один: почтенный профессор повредился рассудком, видать, слишком увлекся своими высокоучеными изысканиями. А Вячеслав не боится.

Творчество Катамидзе широко известно. 28 книг автора в 45 изданиях на 10 языках мира хранятся в 320 библиотеках мира. В числе этих библиотек – Библиотека Конгресса США, библиотека Оксфордского университета, Британская библиотека и библиотеки ряда известных колледжей в Европе. Недостаток один: Катамидзе совершенно не умеет и не хочет писать для массового читателя. Его читатель – образованный неспециалист. Спросите о Катамидзе на улице – и вряд ли хоть один человек скажет, что слыхал это имя. А вот Маринина!

Охотно выдвину его кандидатуру на получение еще одной литературной премии. И не в пылу дружеских чувств, а по глубокой уверенности – заслужил.

Судьба его типична для писателя элитного, не массового. «Зависла» книга «Шекспир или Марло?». Она не хуже прежних, а возможно, и лучше, но издать-то ее надо так же качественно! А издатели боятся: издание получится дорогое – вдруг не разойдется? Печально… но будем ждать – получится и это.

И в любом случае литературная судьба Вячеслава Ивановича Катамидзе очень далека от завершения.

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.