ЛИКИ ПОКРОВА

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

14 октября православные церкви, следующие юлианскому календарю, празднуют Покров Божией Матери

Августин Соколовски, доктор богословия, священник


Само слово «покров» означает покровительство, защиту и помощь. Покров – это избавление и постоянное его присутствие рядом с нами и вверху, в Небесах. Бережное отношение к Богу и к воспоминанию Его дел в истории помогает по-иному видеть дарованные человеку времена. Важно помнить, что, согласно Евангелию, Царство Небесное приблизилось, и оно внутри нас есть (ср. Лк. 17:21). Время, и особенно время Церкви, то есть замысел богослужебного года, – это тот музыкальный инструмент Духа Святого, при помощи которого Бог приближается к нам.

Установление каждого праздника, а таковых в православной традиции весьма много, связано с определенными обстоятельствами в истории. Как правило, та или иная местная Церковь вначале устанавливала празднование у себя. Со временем оно могло распространяться на другие страны и территории. Так, празднование Рождества Христова первоначально было установлено в Церкви Рима, а Сретение – в Иерусалиме.

Изучением этих процессов занимается научная дисциплина – литургическое богословие. Происхождение Праздника Покрова было исследовано достаточно подробно. Гораздо меньше внимания было уделено изучению его теологической составляющей.

Исследователи богослужения говорят нам о том, что праздник обязан своим происхождением Константинопольской Церкви. В этом нет ничего необычного, поскольку примерно половину своей тысячелетней истории Русская Церковь была митрополией Вселенского Патриархата. В 1598 году по ходатайству русского государя греческие православные патриархи учредили Патриархат в Москве. Таким образом, наша Церковь стала одним из титулярных патриархатов православия.

Слово «титулярный» в данном случае – это простая констатация того факта, что епархия города Москвы не была основана апостолами и не была утверждена римскими императорами. Она возникла гораздо позднее в истории, но значение ее в судьбах мира и веры поистине колоссально.

Обретение Русской Церковью статуса патриаршей не следует воспринимать по аналогии с современной независимостью государств друг от друга. Общение церквей – греческих, балканских, русской, грузинской и иных – продолжалось. Свидетельством тому служат сохранившиеся в богослужебных календарях прежние празднования.

Чрезвычайно интересно, что по своему изначальному смысловому значению Покров представляет собой благодарение Богу за Покров Богородицы, ее покровительство, помощь и защиту, которые были явлены на протяжении многовековой истории Константинополя. «Град Твой», – как в обращении к Богородице говорит читаемый в начале поста Великий канон Андрея Критского. Римская столица на Босфоре считала себя городом Богородицы.

Само освящение этого города состоялось 11 мая 330 года. Это событие, несомненно, является не только светским, но и церковным воспоминанием и празднованием.

Во времена Римской империи столичными бывали многие города. Ибо столицей тот или иной град становился, когда в нем достаточно долгое время пребывал император. Однако император Константин, несомненно, желал большего. Ибо основал не просто город, но Новый Рим. В отличие от языческого Рима, полного идолов на берегах Тибра, Новый Рим на Босфоре должен был быть изначально христианским.

Фактическое признание христианства государственной религией было подлинной революцией. У этой уникальной Революции во Христе было три основных этапа: легализация христианства; проведение Вселенского Собора; принятие крещения самим Константином на смертном одре в соответствии с практикой того времени.

«Покров Пресвятой Богородицы» работы Михаила Нестерова. 1914

Дело в том, что в начале правления Константина христиан в империи было абсолютное меньшинство. Однако император сделал свой выбор. В 313 году он подписал Миланский эдикт, по которому христианство становилось дозволенной религией и более не подлежало преследованию.

Спустя всего двенадцать лет, в 325 году, в городе Никее состоялся Вселенский Собор. В нем приняли участие важнейшие христианские епископы того времени. Константин активно участвовал в написании его догматических постановлений. Это событие стало началом новой эры.

Согласно преданию, в Соборе приняли участие 318 Отцов. Это число вряд ли является историческим, поскольку буквально соответствует библейской символике. Ведь именно 318 домочадцев Праотца Авраама участвовало в библейском сражении с нечестивыми племенами, целью которого было освобождение из плена его племянника Лота (ср. Быт. 14:14). Современники «константиновских событий», а также их потомки стремились придать событиям светской римской истории библейское измерение. Отметим, что позднейшее теологическое осмысление праздника Покрова следовало подобной логике.

Православие получало таким образом новое измерение. Отныне оно означало официально утвержденную в империи формулировку догматического учения. Этот период в истории Церкви, именуемый Константиновским, был чрезвычайно долгим и закончился лишь в 1917 году с падением Российской империи. Определение православия как официального учения до сих пор сохранило свое значение.

Отцы Церкви того времени верили, что переход Константина на сторону христиан, а затем его собственное крещение в 337 году, по традиции того времени перед смертью, произошло Духом Святым. Вслед за отцом церковной истории Евсевием Кесарийским (265–339) они утверждали в своих трудах, что император был вдохновлен Самим Богом. Вселенная становилась христианской, а христианство, не только в теории, но и на практике, становилось всемирным, то есть кафолическим исповеданием для всех. Основание Града призвано было служить этой промыслительной цели.

Важно отметить, что освящение Нового Рима первоначально не имело церковного значения. Местный епископ был простым архиереем в подчинении соседнему митрополиту. Лишь IV Вселенский Собор в Халкидоне в 451 году придал епископу новой столицы статус первого епископа в Восточной Церкви. По сути, это был парадоксальный аналог будущего положения римского епископа на Западе. Но тогда это решение (так называемое 28 правило) было проведено в отсутствие необходимого кворума, а потом столетиями не получало одобрения Вселенской Церкви.

Среди Отцов Церкви того времени, одобрявших и восхвалявших деяние Константина, был лишь один единственный, высказывавший иное мнение. Поистине это был невероятный, ибо слишком ранний пример так называемого «латерального мышления»! По степени своего отличия от консенсуса прочих голос этот, пожалуй, был сродни современному мышлению постмодернистов. Так, святитель Августин Иппонский (354–430) в своем политологическом труде «О Граде Божьем» писал о том, что Константин, несомненно, совершил много доброго. Однако он основал город своего имени. И в этом, если руководствоваться словами Писания, он… уподобился праотцам, жившим задолго до Христа. Напомним, что они, согласно первым главам Библии, стали основателями городов, названных в честь себя (ср. Быт. 4:17).

Возможно, именно это пророческое прозрение Августина отчасти помогает осмыслить связанную с историей этого великого города противоречивость и трагичность. Константинополь имел огромное значение в становлении православия в качестве Вселенской Веры и одновременно способствовал постепенному разделению этого единого исповедания на общение пяти патриархатов, а затем их взаимное отчуждение.

В 1930 году новые турецкие власти переименовали Константинополь в Стамбул. Но, несмотря на это, основанный императором Константином Новый Рим на Босфоре просто не мог перестать существовать. Ибо «рукописи не горят», а Град Константинополь – драгоценная страница истории, написанная служением и общением в таинстве Тела и Крови Христовых бесчисленного сонма святых, просиявших в Великом Городе. Пожалуй, самое удивительное заключается в том, что Константинополь продолжает жить в «рукописях» русского православного богослужения. Празднование Покрова – самое важное тому подтверждение.

Хотя Покров – не единственный константинопольский праздник в русской традиции, но среди прочих «столичных» праздников нашего богослужебного календаря Покров – самый важный. Причем, в отличие от места своего происхождения, где этот праздник никогда не занимал особого положения, именно в Русской Церкви ему было суждено стать по-настоящему значимым.

Знакомое нам из церковного обихода слово «литургия» обозначает общее дело, или просто служение. Совместное служение Богу в молитве является исключительной особенностью ветхозаветного библейского и христианского наследия. Оно основано на убеждении в том, что Бог – личность и живое существо, которое слышит, любит и ждет обращения созданного Им человека. Именно в Библии прописано то правило молитвы, на котором должна строиться духовная жизнь христиан: «Если ты вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, то пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси Богу дар твой» (Мф. 5:23, 24). Человек зависит от Бога, от Его милости и прощения. Но само это прощение Иисус в Новом Завете ставит в зависимость от того, простил ли человек своего ближнего и, что самое главное и, пожалуй, сложное, – прощен ли он им. Получается, что Сам Бог ставит Себя в зависимость от решений человека. И такое провозвестие свойственно лишь христианству. В свете этой перспективы литургические праздники, как топос общей молитвы верующих, становятся весьма значимыми.

Особое общее служение всей Русской Церкви совершалось во второй половине прошлого века именно на Праздник Покрова. Дело в том, что на всем необъятном пространстве России существовало тогда лишь две духовные академии. И все будущее православное духовенство обучалось в одной из этих богословских институций, знало друг друга еще со времен обучения и помнило те общие традиции, которые некогда определяли их строгий семинарский образ жизни на протяжении долгих лет. Главный храм Московской академии, а следовательно, и главный академический праздник преподавателей и студентов был посвящен Покрову Богоматери.

По сути, во времена гонений на верующих, когда Церковь была предельно маргинализирована в советском обществе, Покров был единственным днем года, когда двери Академии на территории Троице-Сергиевой Лавры приоткрывались. В гости к студентам, или, как тогда по уставу именовались семинаристы, к воспитанникам, приезжал Патриарх. Епископат Русской Церкви был весьма немногочислен, многие из иерархов приезжали на праздник помолиться в родных стенах. Это было общее служение Церкви, литургия как она есть, в благодарение Богу за дар духовного образования, которое тогда, в эпоху гонений, было поистине уникальным даром. Об этом ныне уже забытом лике Русского Покрова не следует забывать!

В отличие от самых главных богослужебных празднований Православной Церкви, которые в соответствии с библейской практикой продолжаются несколько дней, Покров празднуется всего один день. Получается, что празднование Покрова, которое было столь исключительным в недавнем прошлом, ежегодно становилось для всех, кто служил Русской Церкви после окончания Московской академии, одновременно прощанием с этим днем и друг с другом до следующего года. При этом в самой символике этого праздника есть сильная богословская составляющая. Она говорит о том, что к мысли о покрове, то есть покровительстве Богоматери в истории Божьего народа, можно возвращаться всегда. В связи с этим в Московской духовной академии по сей день сохраняется традиция еженедельного пения Акафиста Покрову Божьей Матери по средам.

«Прошлого уже нет, а будущее еще не наступило», – некогда писал святой Августин (354–430). Считается, что именно этому святому и мыслителю удалось приоткрыть для будущих поколений саму суть библейского понимания времени. В противоположность этому магическое сознание предполагает принципиальный отказ признать прошлое прошлым. Оно настаивает на возможности вернуть прошедшее путем определенных душевных или физических манипуляций. Пророчески обозначая возвращение западного человечества к этому дохристианскому типу мышления, Фридрих Ницше (1844–1900) провозгласил идею «вечного возвращения». В библейской перспективе прошлое дóлжно понимать как невозвратимость.

В России с ее суровым климатом, когда лето, как святость, как бы прорывает сырую и холодную повседневность, чтобы вскоре попрощаться до следующего года, день Покрова приобрел особенную семантику. Ведь по старому церковному календарю, которого придерживается наша Церковь, он приходится на 14 октября и тем самым завершает первую половину осени. Очень часто прежде именно на Покров выпадал первый снег. Белоснежный покров как бы подчеркивал, что небо, сквозь окна церковных праздников, участвует в наших делах. В XXI веке такая временная локализация воспоминаний становится все менее понятной. Ведь дни давно перестали ассоциироваться с библейскими событиями. Они проходят незаметно и стали, к сожалению, всего лишь числами. В своей попытке придать времени новое, дополнительное измерение церковные праздники по-настоящему нужны.

Время дано нам для того, чтобы научиться прощаться. Откровение Иоанна Богослова напоминает о том, что Христос уже стоит за порогом. «Се, стою у двери и стучу; если кто услышит голос Мой и отворит мне, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мной» (Апок. 3:20).

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также известный как собор Василия Блаженного. 1555–1561

Эти слова Апокалипсиса говорят о Вечере. Тема трапезы – одна из ключевых библейских тем. Она напоминает об общении человека и Бога, напоминает и о той, последней земной вечере, называемой тайной, которую Христос совершил с учениками. Зная о предстоящей Ему смерти, Господь взял в руки хлеб и питие. Он наименовал Хлеб – Телом, а Вино – Своей Кровью. Тем самым Он явил, что Страдание Его было совершенно добровольным. Одновременно Он предварил свою собственную смерть этой передачей всего себя ученикам и миру.

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Эта ключевая для понимания сути Евангелия от Иоанна цитата также сказана в обстоятельствах Тайной вечери. Как и все событие Вечери, слова эти указывают на добровольность страдания Господа. Предваряя свое распятие в тайнах Своих Тела и Крови, Иисус возвестил, что Он будет распят на Кресте не по причине неудачно сложившихся обстоятельств, но отдаст жизнь свою во спасение мира, который Бог возлюбил (Ин.3:16).

Христос был распят в Палестине, бывшей тогда частью Римской империи. Несмотря на стремление библейского народа к собственной независимости, именно римские представления определяли тогда всеобщую повседневность. Важно, что по убеждению римлян того времени, безвинно испытавший глубину страдания, особенным образом постигал истину. Так весть о Христе уже готова была распространяться там, где прежде господствовало язычество.

Иисус – Жнец Печали, чтобы мы возрадовались. Так парадоксально и неожиданно римское общество того времени поспело к жатве благовестия (Ин.4:35). Так в удивительном преемстве чудес, знамений и, что важно, всесильной слабости Бога, Который, во исполнение слов Исайи, Сам перековал меч Гнева Своего на милость Евхаристии (ср. Ис. 22:4), Дух Святой сделал людей участниками гостеприимства Слова.

В Тайной вечере Господь преподал ученикам свои Тело и Кровь. Это означает, что после того, как Он взял на Себя все наше, Он Сам отдал нам все Свое. Так и Дева Мария, Иосиф, апостолы, все близкие люди, бывшие рядом с ним в Его земной жизни и, главное, в моменты страданий, стали по дару благодати близкими нам. В такой новой родственности к нам Бога раскрывается библейская суть празднования Покрова.

Несмотря на то что Праздник Покрова – константинопольского происхождения, по мнению некоторых, он был изначально русским праздником. Введенный на заре истории Русской Церкви, он стал отмечаться и в других церквах, в первую очередь в грузинской и балканских православных.

В этом смысле удивительный дар русской традиции в приложении к Празднованию Покрова заключается прежде всего в способности увидеть сквозь призму исторических событий спасения города глубокое идейное содержание. Политический смысл почитания Богородицы как покровительницы восточно-римского государства был заменен богословским осмыслением ходатайства Марии Девы за весь Народ Божий. Многократное избавление столицы от осады со стороны неприятелей приобрело черты постоянного участия Богородицы в судьбах человеческой истории.

За первые столетия своей богатой событиями истории Русская Церковь не породила ни одного крупного мыслителя или богослова. Однако умозрение в красках, как впоследствии была названа древняя русская иконопись, стала великой заменой несформулированной в словах философии. Подобным образом Праздник Покрова, который для современников событий в истории Константинополя и их потомков был просто чудом Богородицы, в русской традиции раскрылся как олицетворение Ее приобщенности домостроительству Бога.

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.