«Красота спасет мир»

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Об итогах прошедшего года

Кирилл Привалов, главный редактор «Русской мысли»


Кирилл Борисович Привалов

Журналист, писатель. В журналистском ремесле с 1973 года. Сотрудничал со многими советскими, французскими и российскими изданиями. С 1986 года – в
«Литературной газете», был ее собственным корреспондентом в Париже. Кавалер Ордена Искусств и литературы и Ордена «За заслуги» (Франция), награжден медалью «Ренессанс франсез» за заслуги в области франкофонии. Ведущий теле- и радиопередач. Автор двадцати книг на русском и французском языках. Сценарист и продюсер документальных фильмов об истории России и Франции.


У каждого времени – свой знак. С этой банальностью можно было бы не считаться, если бы так не происходило на самом деле. А под каким знаком прошел 2022 год? Что отметило его, открывшего, по мнению большинства экспертов, новую эпоху в летописи человечества?

Как часто бывает в жизни, вопросов больше, чем ответов. Попробуем на некоторые из них все-таки ответить. И – увы! – поверим Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю: история учит лишь тому, что она, к сожалению, никогда ничему не научила.

Горят не только рукописи

Вспомнилось, как горел три года назад Собор Парижской Богоматери… Оседала и превращалась в пепел старинная крыша исторического храма; медленно, словно раненый гигант, заваливался, съедаемый пламенем, знаменитый дубовый шпиль, который искусные зодчие по старым чертежам восстановили на свинцовых балках в XIX веке; огненные языки, коронованные искрами, столбом взвивались над Сеной…

Величественный собор, первый камень которого был заложен еще Карлом Великим, был едва ли не уничтожен всего за неполных восемь часов. И где? В сердце западной цивилизации! И когда? В XXI столетии – ядерном, космическом, цифровом… Никакие научно-инженерные достижения не помогли людям в сжатые сроки обуздать стихию. Знак… Символизм пожара в соборе Нотр-Дам-де-Пари трудно не увидеть: словно сам Бог захотел предостеречь нас столь жестоким способом, что вместе с храмом горит и наша цивилизация.

Символизм пожара в соборе Нотр-Дам-де-Пари трудно не увидеть: словно сам Бог захотел предостеречь нас столь жестоким способом, что вместе с храмом горит и наша цивилизация

Получается, гореть может все, даже, вопреки утверждениям Михаила Булгакова, рукописи. Лгут алхимики, когда говорят, что «Вся природа обновляется огнем» (Igne natura renovatur integra). О каком таком «обновлении» можно говорить? Не знаю, как у вас, но у меня вместе с Нотр-Дам сгорели надежды на более сердобольное по отношению к нам будущее. Окончательный приговор ему несколько сдержал коронавирус, но пандемия, оглашенная его злым именем, завершилась, и без вариантов стало ясно: каждый следующий год будет сложнее предыдущего. Как сказал один российский мудрец: «У нас все впереди – именно это и настораживает».

Год начался со спецоперации на Украине. Владимир Путин назвал ее целью «защиту людей, которые на протяжении восьми лет подвергаются издевательствам, геноциду со стороны киевского режима». Понимаю. Бывал раньше на Донбассе и ценю его трудолюбивых людей… Но я ненавижу войну. Любую. Знаю, что порой бывает невозможно ее избежать, но все равно ненавижу войну. В разных истребительных баталиях ХХ века была разорена, покалечена и раздроблена моя семья. Дядя мой в первую неделю войны с фашизмом стал на белорусской земле героем Советского Союза – к сожалению, посмертно. Дед мой, раненый-перераненный инвалид Первой мировой, которую он упорно называл «войной германской», уходил из жизни со словами: «Лишь бы не было войны…» И вот она опять случилась. Разделила страны на «дружественные» и нет.

Представить войну в самом дебюте ХХI столетия не столь давно мне казалось так же невозможным, как и разрушение собора Нотр-Дам. Впрочем, нечто безобразно подобное уже происходило. Об этом не хочется вспоминать – больно! – но было же, было… 4 марта 1999 года НАТО без одобрения Совета Безопасности ООН подвергло бомбардировке Югославию. Дикая агрессия продолжалась более двух месяцев. Только во время налетов с воздуха погибли почти две тысячи человек, в их числе – четыреста детей. И с невероятной долей цинизма эту военную операцию назвали в западных столицах «Милосердный ангел»! Выходит, начало пороховой истории Миллениума было положено отнюдь не Россией.

Такова натура людская: человеку стоит лишь начать – и пошло-поехало!..

Антисоветский пароход

Столетнее чествование по праву называют «юбилеем». Минувший год это был поистине юбилейный год Советской России, с последствиями, обозначившими весь ХХ век. В здании Большого театра собираются представители России, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации и 30 декабря 1922 года принимают решение о создании невиданного ранее государства: Союза Советских Социалистических Республик.

Несколько ранее, 16 апреля, в итальянском Рапалло между Веймарской республикой (Германией) и Россией (РСФСР) заключается договор о восстановлении дипломатических отношений и урегулировании всех спорных вопросов. После многолетней войны и экономической блокады новая Россия выходит на международную арену и становится одним из главных действующих лиц мирового «концерта» (термин возник еще на Венском конгрессе в 1814–1815 годах). Но какой ценой!

В те же дни из Петрограда отплывет пароход, пассажирами которого будут Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, И.А. Ильин, С.Е. Трубецкой, А.А. Кизеветтер… «Философский пароход» – за шесть дней до апоплексического удара Ленина большевики примут решение выслать за границу в несколько приемов элиту российской научной мысли. Многие из этих беженцев поневоле осядут в Париже. Там, где 18 мая в отеле Majestic в гостях у английского мецената и писателя Сиднея Шиффа встретятся на обеде великие творцы столетия: Марсель Пруст, Джеймс Джойс, Сергей Дягилев, Игорь Стравинский, Пабло Пикассо, Эрик Сати и Клайв Белл. Общего языка они не найдут… У интеллектуалов всех стран, вообще, традиционные трудности с «общим языком».

Санкции санкциями, а культура – по расписанию

Журнал Time оценил 2022-й как «худший год в истории». Пессимисты с берегов Альбиона и не подозревают о российском духоподъемном принципе: «То ли еще будет!» Тем более что никакие санкции не в состоянии перекрыть голос российской культуры. «Красота спасет мир», – верил герой Федора Достоевского. Я тоже в это верю. Точнее, культура – вот лучшее лекарство в пору военных испытаний. Тут можно, конечно, вспомнить слова француза Шарля Монталамбера: «Если вы не будете заниматься политикой, политика займется вами». Однако за прошедший год культурных событий от Москвы до самых до окраин прошло несказанно много.

Судите сами!

Памятный знак на набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге

В столичном Музее изобразительных искусств им. Пушкина состоялась главная выставка года: «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых». В том, что это будет сенсация, сомнений не оставалось после того, как русская коллекция вернулась в Москву из Парижа, где ее посетили рекордные 2,5 миллиона француженок и французов. Впервые за столетие в Москве в одном пространстве показаны работы как западных (Сислей, Мунк, Ренуар, Пикассо, Мане и т.д.), так и русских (Врубель, Серов, Васнецов, Ларионов и др.) художников. Так было и в коллекции Морозовых: одна культура, общая цивилизация.

В московской Новой Третьяковке на Крымском валу состоялась выставка современного индийского искусства «Индия! New Art». Более 80 работ – живописных полотен, видеоинсталляций, объемных арт-объектов – из музея Киран Надар, который расположен в столице Индии Нью-Дели…

А в «классической» Третьяковке, в ее основном здании, продолжается первая за последние десятилетия крупная персональная выставка Игоря Грабаря, посвященная 150-летию со дня его рождения. Уроженец Карпатской Руси Грабарь был не только замечательным российским и советским художником, но и прославился как мастер музейного и реставрационного дел, как искусствовед и педагог. Возглавлял Третьяковскую галерею, Комиссию по раскрытию и сохранению памятников древнерусской живописи, Московский государственный художественный институт…

По другую же сторону Москвы-реки посетители Исторического музея увидели «Сокровища музеев Генуи» – так называется экспозиция из собраний итальянского города-порта: полотна из базилики Святого Лаврентия и из фондов Страда Нуова, картины фламандца Антониса ван Дейка и генуэзского мастера Алессандро Маньяско. И – как главное украшение выставки – полотно несравненного Караваджо «Се человек».

После двадцати лет жизни в Париже я, как и многие обитатели Белокаменной, несколько лет назад уехал из Москвы и поселился за городом, в прямом смысле слова в деревне. Так вот, рядом со мной, в «сельской глуши», расположен музей «Новый Иерусалим», что составляет культурно-познавательную часть Русской Палестины вокруг величественного Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Под самый Новый год в музее открылась выставка «Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России».

Санкции санкциями, а культура в России – по расписанию. 67 знаковых произведений мастеров эпохи расцвета фламандского искусства – обратите внимание! – были привезены не из Нидерландов и Бельгии, а из региональных музеев России и частных коллекций русских коллекционеров. Работы, вышедшие из мастерских главных художников золотого периода фламандской школы: Антониса Ван Дейка, Якоба Йорданса, Франса Снейдерса, Яна Брейгеля Бархатного, Давида Тенирса Младшего и самого Питера Пауля Рубенса. В том числе и чрезвычайно редкие произведения авторов, чье художественное наследие исчисляется сегодня единичными экземплярами. Так, мне удалось увидеть единственную подписную работу женщины-художницы Йоанны Вергаувен – редкий случай того периода. Уникальная по своему охвату выставка!

Монастырь «Новый Иерусалим» – русское чудо света в пятидесяти километрах от Москвы. И музей, где ранее я уже наслаждался шедеврами Пикассо и Фаберже, Шагала и Фалька…

Можно было бы, конечно, сконцентрироваться на таких итогах года, как смерть королевы Елизаветы II и победа на безальтернативных выборах Эмманюэля Макрона, куцые сорок четыре дня правления Лиз Трасс и убийство японского премьера Синдзо Абэ… Но сдается мне, куда интереснее рассказать о чудесной выставке «Авангард: на телеге в XXI век», состоявшейся в Музее русского импрессионизма в Москве. Более трех сотен полотен Василия Кандинского, Николая Фешина, Ильи Машкова, Александра Родченко… Невероятная история! В 1921 году в Вятской губернии после передвижных выставок из-за осеннего бездорожья остались в провинциальных музеях шедевры авангардистов. И вот их впервые объединили и показали широкой публике. Все верно: гораздо приятнее позабыть о «проклятии» обуглившегося собора Парижской Богоматери и начать рассуждать о результатах года в искусстве, литературе, в спорте, наконец, – особенно после победы Аргентины на чемпионате мира по футболу. И о культуре страны, которая вовсе не на телеге въехала в авангард XXI века.

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.