Истинная суть человеческого естества проявляется в постоянном скитании
Виктор Лупан, глава редакционного совета
Пандемия сильно ударила по идеологии всеобщего передвижения. А идеология эта гласила с колокольни разума, что факт человеческого укоренения – не есть суть природное и нормальное явление, а является пережитком прошлого.
Существуют целые интеллектуальные разработки, из которых исходит, что истинная суть человеческого естества проявляется не в метафорической привязанности к «родному дому», а в постоянном скитании. Все мы мол «откуда-то взялись», «как-то здесь очутились» и в результате «на время» оказались там, где мы есть.
Переселения народов – мы знаем о них из истории – изучались мало и странно. Нашествие «варваров» на Древний Рим единогласно расценивалось историками XIX и первой половины ХХ века как сугубо отрицательное явление, повергнувшее европейскую цивилизацию в «бездну» Средневековья. Вследствие чего Европа выбиралась из нее без малого тысячу лет. Пока не добралась наконец до Ренессанса, то есть до эпохи Возрождения. Само определение это уже подразумевает идею освобождения от смертоносного угара невежества. Тот факт, что эпоха Ренессанса «совпала» с развязкой страшных религиозных войн, крахом Византии и прочим «прогрессом», никого особенно не волнует и по сей день.
Начавшаяся вследствие Возрождения колонизация Америки – с массовым истреблением европейцами коренного населения «Нового Света» – не воспринималась как варварская экспансия европейских империалистов, а трактовалась, скорее, как великое приключение. О чем свидетельствует множество книг и кинофильмов.
Белый человек – великий путешественник. Он «открыл» Америку, покорил Африку, освоил Азию. Он же придумал географию, нарисовал карту мира, написал историю «всех времен и народов», благодаря чему европейская цивилизация с ее наукой и тогда уже, да, «глобализмом», стала каноном для элит мира.
На фоне этой экспансии, природно как бы, родилась принципиально позитивистская идея «прогресса», суть которой заключалась в том, что благодаря науке, технике, разуму, первооткрывательству и прочим светлым прелестям европейской цивилизации мир и люди будут постоянно двигаться вперед, постепенно освобождаясь от уз невежества, предвзятостей и прочих «недугов отсталости». Приверженцы традиционных устоев не могли противопоставить свои принципы «свободному полету мысли» и невольно становились реакционерами. Простых людей стали называть «темными». А затем – не только «простых», но и тех, кто видел в идее «света цивилизации» идеологию “tabula rasa”.
Вся эта диалектическая схема, с ее революциями и мировыми войнами, благополучно просуществовала вплоть до конца ХХ века. Вследствие краха коммунистической идеологии и сопутствующей ей советской системы, человечество как бы «освободилось».
Фридрих Энгельс называл царскую Россию «тюрьмой народов». А поскольку Советский Союз был «закрытым обществом», в котором не было ни свободы слова, ни свободы вероисповедания, ни свободы передвижения, ни многих иных свобод, то и он, считавший себя антитезисом царской России, прослыл «тюрьмой народов» и распался на пятнадцать государств.
С разразившейся после краха коммунизма «новой глобализацией» началась серьезная тенденция к безвизовому передвижению людей, к делокализации предприятий, и мир стал на самом деле походить на «глобальную деревню».
Летать на самолете стало по карману любому бедолаге. Торгующие билетами по смехотворным ценам авиакомпании “low-cost” стали прибыльней обычных, хотя пользоваться их услугами было в десять, а то и двадцать раз дешевле. В общем – «лучший из миров» и всеобщая эйфория. Хоть пищи от радости.
И многие действительно распищались. Только одни от радости, а другие от истового страха перед реалиями «мира без границ». Оказалось, что люди в большинстве своем так и не стали «просветленными». Владимир Набоков называл подобных «истовых людей из крестьян» угрюмыми. Из-за «темноты» своей им стало не нравиться ощущать себя «не дома» в собственной стране, и они стали голосовать за каких-то Трампов, Ле Пенов, Орбанов и вообще – против «прогресса». А тут еще миллионы иноземных «голодранцев» ринулись пешком покорять «мир без границ». Но «мир без границ» не принял их, и они годами уже скитаются по многомиллионным лагерям для беженцев. А те, кто не скитается, утонули в Средиземноморской пучине.
Неспособный защитить себя Древний Рим платил варварам мзду, думая спасти себя золотишком. А не спас! Теперь Европа платит миллиарды евро Турции и прочим приграничным странам, для того чтобы они сдерживали поток мигрантов. Забыв, между делом, свой же «светлый» принцип «свободного передвижения людей и товаров», «мира без границ» и прочих красивых слов.
И вот, на фоне этой абсолютно аморальной идеологической возни нагрянул вдруг Covid-19 – маленький такой, невзрачный вирусочек. Но при глобализации и «мире без границ» с его постоянным передвижением миллионов людей он поверг вдруг «светлую нашу цивилизацию» в состояние панической прострации, из которой она уже полгода никак выйти не может. Да, наверное, никогда и не выйдет. Какие там путешествия? Какое передвижение? Какой туризм? Европа стала закрытой даже для американцев. Сотни авиалайнеров стоят на стоянках. Аэропорты пустуют. Париж – самый посещаемый город в мире – без туристов. В Лувре – никого! В полупустых ресторанах – уныние! Туристическая индустрия переживает исторический крах. Какие там дискотеки? Какие пляжи? Люди ведь шарахаются друг от друга!
Кабинетная утопия может быть безобидным занятием мечтателя-идеалиста. Но утопия у власти – страшная штука.
Ваш покорный слуга много путешествовал в своей жизни. Возврата к миру путешествий нет. Мир пандемии – мир страха перед ближним. Он в принципе исключает свободу коллективного передвижения и непосредственного общения.
«Мир без границ» оказался очередной утопией. Коронавирус только прищурил глазки и властители наши, мгновенно забыв о прекрасных принципах, угрюмо бросились все закрывать, все запрещать, запирать двери и окна, опускать шлагбаумы, вешать амбарные замки, ставить вооруженных часовых. В масках!
Во времена Средневековья, с его страшными эпидемиями, «темные» наши предки делали ровным счетом то, что делаем нынче «просвещенные» мы.
Добро пожаловать в Мир реалий!