«Китмир» Марии Романовой

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Освоив навыки машинной вышивки на курсах вышивальщиц-мотористок, великая княгиня основала в Париже собственный Дом моды

Великая княгиня Мария Павловна Романова

Великая княгиня Мария Павловна Романова, дочь великого князя Павла Александровича, покинув после революции Россию, долго скиталась по миру: какое-то время жила в Румынии, затем перебралась к своему брату Дмитрию в Лондон, где встретила холодный прием со стороны английской королевской семьи, с которой Романовы были в родстве.

В Лондоне она впервые попробовала зарабатывать на жизнь и стала вязать свитера и платья для магазина одежды. Там же она возглавила швейное ателье по изготовлению обмундирования для Добровольческой армии на Дону. Затем великая княгиня переехала в Париж, где и началась ее карьера в мире моды.

Стиль «а-ля-рюс»

 Осенью 1921 года Мария Павловна в поисках средств к существованию решила попытать счастья у Коко Шанель, которая тогда уже имела весьма солидную репутацию и клиентуру. К тому же было известно, что она испытывала слабость к русской культуре. Как раз в эти годы Шанель находилась под обаянием Дягилева и так сильно поверила в мировое художественное значение его антрепризы, что выделила большие средства не только на поддержание, но и на возрождение и расширение “Русского балета”.

 Мария Павловна освоила навыки машинной вышивки на курсах вышивальщиц-мотористок и на производстве, и после нескольких удачно выполненных заказов у нее появилась идея создания собственного Дома. Предприятие было названо “Китмир” в честь любимого пекинеса бывшего посла России в США Бориса Бахметьева. Мария Павловна продала очередную порцию фамильных драгоценностей и арендовала помещение на авеню Франциска I, неподалеку от Елисейских Полей. Наняла двух русских девушек, отправила их за свой счет на курсы, которые сама окончила, и купила три вышивальные машины.

 В это время Коко Шанель начала готовить к традиционному февральскому показу очередную весеннюю коллекцию. Она предоставила Марии Павловне право самой придумать рисунки вышивок, выбрать ткани и нитки. Идеи и эскизы обсуждались совместно. Великая княгиня погрузилась в ранее совершенно не ведомую ей сферу жизни: училась работать с поставщиками, решала организационные и коммерческие вопросы.

Первый заказ на партию блузок, туник и пальто Дом “Китмир” получил от “Шанель”. Мария Павловна собственноручно расшила большую часть изделий, выполнив вышивки в серых тонах с красными вкраплениями. Эти модели стали гвоздем коллекции Шанель. После трехчасового дефиле клиенты бросились наперебой заказывать вышитые вещи. “Китмир” приобрел статус эксклюзивного поставщика Дома моды “Шанель”.

 На великокняжеское предприятие посыпались заказы, с которыми Мария Павловна и ее работницы едва справлялись. Она вспоминала, что иногда спала прямо на полу в мастерской, подстелив вместо матраса шубу. Вероятно, многих организационных и производственных проблем можно было бы избежать, если бы Мария Павловна наняла опытных французских вышивальщиц. Но она, стремясь поддержать соотечественниц, набирала исключительно русских девушек-эмигранток, чем вызывала недовольство Коко, которая жестко требовала от великой княгини “искоренить дух благотворительности, который нельзя путать с коммерцией”. Впрочем, в целом отношения между ними до поры до времени были вполне дружескими.

 “Китмир” ежегодно увеличивал и менял ассортимент. Мария Павловна внимательно следила за веяниями в мире моды и, почувствовав ослабление интереса к псевдорусскому историческому стилю, стала вводить в свои вышивки орнаменты персидской керамики, коптских тканей, китайского фарфора. Ее модели 1922 года были расшиты уже не только золотом и шелком – в дело пошли бисер, бусы и блестки. Успех был огромным. Шанель требовала все больше вышитых изделий.

Триумф и закат “КИТМИРА”

 В 1923 году “Китмир” переехал в трехэтажный особняк на рю Монтень. Теперь штат Дома вышивки насчитывал более пятидесяти человек. Дом приобрел известность и за пределами Франции.

Однако успех таил в себе опасность, которую великая княгиня тогда еще не совсем понимала. Она была человеком творческим и бесконечно трудолюбивым, но аристократическое воспитание в ней плохо уживалось с коммерческой хваткой – тем, в чем была особенно сильна Шанель, выбившаяся из народа. Расширение дома “Китмир” не было подкреплено финансовыми успехами.

 С одной стороны, Дом вышивки Марии Павловны возник и расцвел во многом благодаря Коко Шанель, гарантировавшей заказы. С другой стороны, по условиям контракта “Китмир” не имел права копировать заказы Дома “Шанель” во Франции и сотрудничать с иными домами моды. Мария Павловна могла тиражировать лишь заграничные заказы. Этим воспользовались американцы, которые стали заказывать уже не только вышивку одежды, но и окончательную предпродажную подготовку, чем раньше “Китмир” не занимался. Американская эпопея началась с того, что некто Курзман, купивший у Марии Павловны несколько блузок, объявил себя импортером изделий “Китмира” в Соединенных Штатах. Вскоре он с гордостью прислал вырезку газетной рекламы с изображением императорской короны, инициалами великой княгини и ее полными титулами. Мария Павловна была в шоке от американского стиля продвижения продукта. Сама она тщательно скрывала свой титул, ибо считала, что торгует вышивками, а не царским происхождением.

 Неприятности у Марии Павловны возникли после того, как Дом моды Жана Пату, один из главных конкурентов “Шанель”, предложил заключить с “Китмиром” контракт. Великая княгиня честно рассказала об этом Коко Шанель. Та сделала вид, что рада расширению “Китмира”, но составила список клиентов, с кем русской фирме запрещалось сотрудничать. Дом Пату стоял в нем на первом месте. Отношения между Коко Шанель и Марией Павловной обострились. Эксклюзивный контракт был потерян. Шанель обратилась в другие дома вышивки, а “Китмир” обрел самостоятельность, с которой Мария Павловна, плохо разбиравшаяся в коммерции, справлялась далеко не блестяще.

 Впрочем, поначалу дела шли в гору. “Китмир” приобрел новых крупных заказчиков, и все они выдвигали свои требования. В следующем сезоне было создано более двухсот моделей на любой вкус. Теперь на Марию Павловну работали более ста вышивальщиц по всей Франции. Однако расширение производства на деле означало потерю единого стиля Дома. К тому же в 1923­–1924 годах рынок изменился. Открытие Картером гробницы Тутанхамона породило моду на Египет. Стиль “а-ля-рюс” ушел в прошлое.

 “Китмиру” пришлось осваивать геометрические рисунки на египетские темы. Свой звездный час “Китмир” пережил в 1925 году, когда в Париже была организована Всемирная выставка современного декоративного и прикладного искусства арт-деко. Творчество великой княгини не осталось незамеченным. “Китмир” получил золотую медаль и почетный диплом участника выставки, выписанный на имя… мсье Китмира.

 Несмотря на успех, отмеченный ведущими парижскими модными журналами, финансовое положение великокняжеского Дома вышивки по-прежнему было зыбким. Очередная финансовая операция Марии Павловны кончилась тем, что для погашения долгов она была вынуждена распродать остатки драгоценностей. Но в конце 1920-х годов прошла мода на вышивки, осваивать же новые сферы модного бизнеса великая княгиня не умела, а может быть, и не захотела. В 1928 году “Китмир” был поглощен французской фирмой вышивки “Фитель и Ирель”.

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.