К 100-летию Григория Чухрая

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Он снял всего восемь фильмов, но навсегда вошел в мировую историю киноискусства

Кинорежиссер и сценарист Григорий Наумович Чухрай

Великая Отечественная война стала отправной точкой, определившей всю дальнейшую жизнь Григория Чухрая. Когда в августе 1941 года был объявлен набор добровольцев в Воздушно-десантные войска, Чухрай, тогда служивший в пехоте, сразу же подал рапорт и десантником попал на фронт. Он прошел всю войну: участвовал в Сталинградской битве, воевал на Донском, на 1-м и 2-м Украинских фронтах. Будучи десантником, неоднократно забрасывался в тыл врага. За героизм и мужество был награжден многочисленными орденами и медалями.

 

«Сорок первый»

После окончания войны Чухрай решил поступать во ВГИК. В окопах у него не было возможности изучать историю искусства и читать классическую литературу, поэтому, когда на экзамене, не сумев ответить на вопросы преподавателей, Чухрай сказал: «Если кто-нибудь в бою не оправдывал наших надежд, то не потому, что не знал приемов боя или обращения с оружием, а потому, что в критический момент ему не хватило чувства долга и собственного достоинства. Я старался поддерживать эти чувства. В искусстве буду делать то же». Такой ответ обезоружил комиссию, и Чухрай был принят в институт. К слову, свое обещание он не нарушил. Режиссер считал, что за каждый снятый фильм, как за любой поступок, надо отвечать по совести.

Окончив университет, Чухрай долгое время работал то ассистентом, то вторым режиссером. Первый же фильм, снятый им в качестве режиссера-постановщика, снискал огромный успех. Это была экранизация одноименной повести Бориса Лавренева «Сорок первый», где главные роли исполнили Изольда Извицкая и Олег Стриженов. Григорий Чухрай четко знал, каким он хочет видеть будущий фильм, для него было важным донести свое видение Гражданской войны.

«…Трагическая судьба красноармейки Марютки, влюбившейся в своего врага – белого офицера, – а потом застрелившей его, сегодня может показаться неправдоподобной, но у войны свои законы, которые непонятны тем, кто этого ада не прошел»,писал режиссер.

Но у автора сценария Григория Колтунова были другие задачи – сгладить острые углы и выпустить картину, которая устроит руководство. Прийти к соглашению со сценаристом Чухрай не смог, поэтому он решил отойти от текста и снять фильм так, как он чувствует, а не так, как написал осторожный Колтунов. Такая вольность и донос сценариста, в котором тот назвал «Сорок первый» «белогвардейской стряпней», чуть не довели дело до суда. Карьера Чухрая была под угрозой. Но фильм случайно посмотрел Никита Хрущев и сказал: «Посылайте в Канны». В результате на Х Международном кинофестивале в Каннах (1957) «Сорок первому» был присужден приз «За оригинальный сценарий, гуманизм и романтику». Чухрай получил возможность снимать дальше.

«Работа над “Сорок первым” вплотную подвела оператора к такому владению свободно движущейся камерой, которое прозвучало как открытие в фильме “Летят журавли” и принесло ему мировую известность»,напишет Исаак Шнейдерман в книге «Григорий Чухрай», изданной в Москве в 1965 году.

 

«Баллада о солдате»

«Балладу о солдате» – свой главный фильм и один из самых премированных в истории советского кинематографа – Чухрай задумал еще во время войны. Он хотел отдать дань памяти тем, с кем он вместе сражался и кто не вернулся с войны. Но фильм снова подвергся идеологической критике. На взгляд оппонентов Чухрая, картина не воспитывала зрителя, не вызывала патриотических чувств. От режиссера требовали удалить отдельные эпизоды, но он наотрез отказывался. В итоге картина была запрещена к показу в больших городах, что сразу перекрыло путь к широкой зрительской аудитории. Но посмотрев «Балладу о солдате», Никита Хрущев велел отправить фильм в Канны. Картина получила на престижном кинофестивале сразу две награды: «За лучший фильм для молодежи» и «За высокий гуманизм и исключительные художественные качества».

Юные центральные герои – Алеша Скворцов и его попутчица Шура – олицетворение молодости и света и напоминание о важности каждого мгновения жизни. Режиссер Чухрай и сценарист Валентин Ежов не щадят своего зрителя – из первых же кадров фильма становится известно, что Алеша погибнет на войне. И потому эти несколько дней из жизни солдата, едущего в отпуск, оставляют в сознании такой щемящий след.

Роль Алеши Скворцова в фильме Григория Чухрая “Баллада о солдате” была дебютом второкурсника ВГИКа Владимира Ивашова. Актер создал искренний и светлый образ “негероического героя”, ставший знаковым для кино 1960-х и принципиальным для поиска психологической правды о Великой Отечественной войне. Один из американских критиков написал об исполнителе главной роли: “Голливудским звездам стоило бы прилететь в Москву, раз там делают таких актеров из девятнадцатилетних юнцов”.

Фильм посмотрели более 30 миллионов советских зрителей. Он был номинирован на премию «Оскар» и собрал более 100 зарубежных премий, среди которых – британская премия BAFTA, датская «Бодиль», призы фестивалей в Сан-Франциско, Варшаве, Милане. Чухрай и Ежов были удостоены Ленинской премии.

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.