Я всегда думаю о Финляндии с искренним восхищением, хотя никогда не был в этой стране, за исключением международного аэропорта Хельсинки, где я провел несколько скучных часов.
Люблю я Финляндию только благодаря… Аки Каурисмяки, чьи фильмы не просто великолепны и уникальны по своей тематике и фактуре, они еще и полны чем-то таким, что и не определить никак, разве что назвать «добротолюбием».
Кинокритик и киновед Андрей Плахов утверждает, что предки Аки Каурисмяки были русскими из Карелии по фамилии Кузьмины и что родители его познакомились в Выборге. Это так, к слову.
Благодаря фильмам Каурисмяки я хорошо знаю Хельсинки, родной город режиссера. Действие большинства его картин происходит в столице Финляндии. Город показан им с предельным реализмом, без какой бы то ни было романтики.
Мир режиссера населяют простые, часто очень добрые люди: официантки и продавщицы, мусоросборщики и шахтеры, водители трамваев и автобусов, люди, проклинающие свою работу, когда она у них есть, и проклинающие жизнь, когда они эту работу теряют.
Прекрасный фильм Каурисмяки «Человек без прошлого» получил в 2002 году Гран-при Каннского кинофестиваля и первым за всю историю финского кино был номинирован на «Оскар» в 2003-м. Но на церемонию в Лос-Анджелес Каурисмяки не поехал в знак протеста против войны в Ираке. За что я его очень уважаю.
Мои любимые фильмы Каурисмяки составляют пролетарскую трилогию режиссера: «Вдаль уплывают облака», «Человек без прошлого» и «Огни городской окраины».
Если вы хотите жарко полюбить Финляндию, посмотрите фильмы Аки Каурисмяки.
Виктор Лупан