Царство, Сила и Слава: Пасха Христова 2021

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

В этом году дорогие нашему сердцу майские праздники удивительным образом совпадают с кульминацией Пасхального События

Августин Соколовски, доктор богословия, священник


Христос Воскресе!

В этом году, первом в новом десятилетии, Пасха Христова в Православной Церкви празднуется 2 мая. Это одна из наиболее поздних возможных дат празднования Пасхи в Православии.

Напомним, что во всем христианском мире Пасха празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния, после весеннего равноденствия. Но из-за разницы между григорианским и юлианским календарями весеннее равноденствие по юлианскому исчислению «наступает» позже, а потому возможная дата празднования Пасхи всегда располагается между 4 апреля и 7 мая.

В этом году редкая майская Пасха становится по-настоящему весенней, так что дорогие нашему сердцу майские праздники удивительным образом совпадают с кульминацией Пасхального События.

Для православных христиан пасхальное время является особенным поводом для размышления над теми повествованиями о Воскресении Христовом, которые донесло до нас Священное Писание. Так, в евангельских рассказах о Воскресении Господа Иисуса пасхальное событие предваряется паломничеством учеников и мироносиц ко Гробу, который оказывается пуст. Эта пустота Господня Гроба является особенным аспектом веры Древней Церкви, который очень важно понять. В противном случае может сформироваться неправильное понимание, которым так некстати хотят воспользоваться некоторые современные нам толкователи, говорящие, что пустота Господня Гроба есть некий прообраз и даже легитимация той секуляризации и отхода от регулярного посещения церкви, которые западная цивилизация в особенности переживает в последние десятилетия.

«В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его», – этими словами Евангелие от Иоанна начинает свое повествование о посещении той пещеры, где, согласно палестинской традиции того времени, было положено тело распятого на Кресте Господа Иисуса, и которая в Евангелии именуется Гробом Господа (Ин.20;1-2).

Всякая могила и гробница есть место осознания того, что человека больше нет. Место безвозвратного и место ухода. Суть евангельских повествований о паломничестве учеников и мироносиц ко Гробу Господа в совершенно ином. Она заключается в опровержении вековечных представлений о жизни и смерти, о последовательности событий и о сути миробытия. Ведь в Откровении Гроб Спасителя был изначально обозначен как Место Присутствия. Гроб пуст, но наполнен. А пустота Его есть место Присутствия, Смысла, и Жизни.

«По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег» (Мф.28;1-3). Еще не зная, или не будучи уверены в Воскресении, ученики снова и снова приходили туда, чтобы приобщиться тому пасхальному свету, который сиял из Гроба Господа Иисуса. Землетрясение, страх воинов, отодвинутый камень, лежащие пелены на месте Тела Господня стали началом Общины Церкви.

Важно помнить, что между приближением ко Гробу и явлением Воскресшего было некоторое время, преддверие Воскресения. Время, являвшее великую тайну Церкви, как места пребывания всей спасенной человеческой истории. Во Гробе Господнем, вместе с Ангелами, были все те, кто прежде испытали на себе благодеяния Господа. Они пребывали в ожидании.

Все те, кого Господь исцелил, кому Он благотворил в Своей земной жизни. Прокаженные, которых Он очистил; грешники, которым Он простил; сгорбленные и парализованные, которых Он выпрямил; умершие – а с ними Вождь их Лазарь, – которых Он воскресил. Забытые, отверженные – все «Проклятые и Убитые», вспоминая название романа Виктора Астафьева, – сияли Тихим Светом преддверия Воскресения. Напоминая приходившим Апостолам и Мироносицам все то, что они пережили с Ним. Свидетельствуя, что смерть не смогла Его удержать. “И многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим” (Мф.28,53).

Далее из книги Деяний Апостольских мы узнаем, что Господь собрал учеников по Своем Воскресении. Являя им Себя Воскресшего, Он благословил их и «вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян.1;2-3).

Истина о Вознесении Господа Иисуса есть догмат веры. Вознесение было необходимо для Апостольской Общины, Церкви и Вселенной. Совершенно необходимо было, чтобы… Господь ушел, вознесшись на Небеса. Ибо тогда и только так, в Духе Святом, Он сделался доступным всей Вселенной… в жизни, вере и таинствах Церкви, которые переданы через Апостолов Духом Святым.

Пасхальное событие означает, что каждое дело земной жизни Господа Иисуса отныне раскрывается нам, как Явление Воскресшего. В своих Посланиях Апостол Павел говорит о том, что «мы более не знаем Христа во плоти» (2 Кор.5,16). Посланный Богом и Отцом, Господь Иисус был воздвигнут из мертвых Богом и Отцом. Поставлен Царем и Властелином Вселенной. А слова, которыми Церковь славословит Бога, относятся ко Господу Иисусу, которому принадлежит Царство, присуща Сила и подобает Слава.

Окончание молитвы Господней «Отче наш» – «ибо Твое есть Царство и Сила, и Слава ныне и присно и во веки веков» – является исповеданием веры во всемогущество Единого Бога, принадлежащее Господу Иисусу Христу. Этот древний апостольский догмат помогает осмыслить событие Пасхи, понять то, чем жили свидетели Воскресения и их ученики.

Царство. Исповедуя Иисуса Господом, первые христиане признавали, что Он Единственный легитимный Правитель всей Вселенной. В отличие от идолов, от демонского мира и обожествлявших себя языческих императоров Рима, Господь Иисус единственный свободен от всякой узурпации. Ему одному, в помазании Мессией, дана власть от Бога. «На одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих» (Апок.19,16). Воскресение Господа Иисуса из мертвых открывает истину об этом.

Сила. Сила Господа Иисуса означает, что Воскресением Христовым храним бывает мир. Сила Божия пребывает с нами в Церкви и Вселенной. Это сила Господа Иисуса – Всемогущего и Духом Святым сохраняющего от всякого зла и Церковь, и Мир. «Ибо любящим Бога отныне все содействует ко благу» (Рим.8,28).

Слава. Слава, которой облечен Господь Иисус, в пасхальном событии поставленный Богом Христом-Мессией, отныне Духом Святым передается нам. Это та слава, которую во Иисусе предуготовил Бог, та слава, что явлена бывает уже сейчас, в День Воскресения. Та слава, что ждет нашу Землю во окончании Истории. Так Церковь, словами древних Символов исповедует не только веру в воскресение мертвых, но в воскресение всякой плоти.

Христос Воскресе – эти главные приветственные слова, вновь и вновь повторяемые в пасхальный период, не просто приветствие. «Христос Воскресе» – это исповедание веры. Веры в то, что Иисус – Сын Божий, Помазанник и Мессия, веры в то, что Иисус жив и что Он воскрес.

Пасхальное приветствие следует произносить как можно чаще. По древнейшей традиции, для православных христиан оно заменяет собой обращение «здравствуй» от Пасхи до Вознесения, на протяжении сорока дней. Так происходит потому, что вера в Воскресение оживает в человеке именно в тот момент, когда мы с нею делимся, когда сообщаем, когда передаем ее другим. Так, пробуждаясь, вера становится непоколебимым убеждением, что Господь Иисус жив. Христос Воскресе!

Церковь есть общество верующих, сообщество общения, общение соприкосновения. Исповедание Воскресения Господа Иисуса – этот славный догмат веры – да хранит нас в эти святые дни, да объемлет радостью и всех тех, кто дарован нам Богом для встречи на жизненном пути. Пусть сила Воскресения Господня явлена будет чрез Церковь миру, стране нашей и всей Вселенной. Христос Воскресе!

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.