Судьба четырех: царские узники в Дании

0

Память о них хранится на чужбине, а имена увековечены на мраморной доске в капелле древнего монастыря

Надя Кнудсен,Международный пресс-центр, Дания


 Однажды, будучи с оказией в датском городке на Хорсенс, родине знаменитого мореплавателя и первооткрывателя Витуса Беринга, я зашла в готический храм.

 «И случай, бог изобретатель…» Под величественными сводами средневекового храма монастыря «серых братьев» (монахов Ордена францисканцев) на мраморной мемориальной доске золотыми буквами была выведена надпись на латыни, которая гласила, что под полом капеллы захоронены русские принцы и принцессы – то есть царевичи и царевны, братья и сестры свергнутого Ивана VI.

 Монастырь, построенный в 1261 году богатым датским рыцарем Нильсом Манерупом, был подарен бедным монахам, что ходили в рясах из грубой мешковины (за что и называли их «серыми братьями») в этом небольшом провинциальном городке на востоке полуострова Ютландия. Сам же Орден монахов-францисканцев, основанный в 1208 году в Италии католическим богословом Франциском Ассизским, довольно скоро обосновался в Скандинавии. В одной лишь Дании было 35 монастырей – два из них по сию пору сохранились на Фарерских островах и в городе Наксков.

 Монахи этого римско-католического ордена покинули Данию в 1535 году с приходом в Королевство Реформации. Самого монастыря в Хорсенсе уже нет, а храм остался, и история того, как попали сюда русские царевны и царевичи, которых в Дании называли принцами и принцессами, вызывала интерес. Какими ветрами и лихолетьем занесло их сюда? Не медвежий угол, но все же задворки Европы, как ни крути.

 К счастью, в архиве самого города и в королевских архивах датской столицы удалось отыскать документы, поведавшие удивительные факты о судьбах этих четырех царских узников, которых взошедшая в 1741 году на престол Елизавета Петровна заточила в крепость, а 35 лет спустя уже другая русская императрица Екатерина II Великая, смилостивившись, выслала их из России далеко и надолго, как оказалось, навсегда.

 В 1780 году в этот далекий от интриг царского двора провинциальный город Хорсенс тайными путями прибыли из России на королевском корабле бывшие царские узники – великая княгиня Екатерина (1741–1807), великая княгиня Елизавета (1743–1782), великий князь Петр (1745–1798) и великий князь Алексей (1746–1787). Все они были детьми внучки Ивана V Анны Леопольдовны (1718–1746) и ее супруга Антона Ульриха Брауншвейгского (1714–1774). И что интересно, все они носили фамилию Брауншвейг Люнебург-Волфенбюттел.

Старший сын Анны Леопольдовны Иван VI (1740–1764) был провозглашен императором, когда ему было всего два месяца от роду, и потому регентом была и номинально правила государством с 9 ноября  1740-го по 25 ноября 1741 года его мать, 22-летняя Анна Леопольдовна, в девичестве принцесса Мекленбург-Шверинская.

Однако русское дворянство было недовольно ее правлением: мол, слишком молода и неопытна в делах государевых, да к тому же немка.

Как известно, засилье немцев было сильным в то время при русском царском дворе. И тут, к слову сказать, была вина Петра I, потому что именно он изменил существующий порядок престолонаследования, издав в 1722 году закон «воли монаршей», согласно которому государь имел право назначить наследником кого захочет. И тем самым положил начало той череде дворцовых и государственных переворотов, что случились после него. Целых пять их было за неполные 40 лет, пока Екатерина II, захватив власть в свои руки, не остановила эту чехарду «Петров и Аннушек» на царском престоле.

 Но вернемся к царским узникам… Итак, в ночь на 25 ноября 1741 года в результате дворцового переворота Иван VI был свергнут Елизаветой Петровной, дочерью Петра I и Екатерины I. Анну Леопольдовну вместе с супругом и детьми быстро и незаметно удалили подальше из столицы из-за угрозы держателю царской власти и короны Российской империи.

Сначала Брауншвейгское семейство отправили в Латвию, в Рижский замок, затем в форт Дюнамюнде под Ригой, а в 1744 году перевезли в Раненбургскую крепость в Рязанской губернии. В конце концов они оказались в Холмогорах, в низовье Северной Двины Белого моря, где их держали в заточении долгие годы.

 Там родились двое младших царевичей – Петр и Алексей, и там же ушли из жизни их родители: Антон Ульрих умер в 1774 году, а Анна Леопольдовна скончалась в 1746-м от послеродовой горячки.

 А ведь царских узников-то должно было быть пятеро, скажете вы. Да, но тут интересная историческая подробность. Елизавета I, достойная дочь своего отца, помнила, как Петр I жестоко расправился со своим сыном, наследником Алексеем от первой супруги Евдокии Лопухиной.

Анна Леопольдовна и Иван VI Антонович

Свергнув малолетнего императора Ивана VI, императрица Елизавета I не только решила избавиться от экс-царя, но и вычеркнуть любое упоминание о нем. Русский историк профессор И.В. Курукин в своей книге «Повседневная жизнь Тайной канцелярии» пишет: «Она издала указ, согласно которому все монеты с именем бывшего императора должны быть изъяты из обращения, хранение же таких монет стало считаться политическим преступлением. Арестовывались или уничтожались документы и любые другие свидетельства существования Ивана Антоновича – даже ода в его честь, написанная М. Ломоносовым. Скажем так, случай с указом не имеет прецедентов в российской истории. Конечно, Елизавета I решилась на такой шаг только потому, что малолетний император правил всего около года».

Ивана VI с четырех лет содержали вдали от семьи и, как известно, позднее он стал тайным узником Шлиссельбургской крепости, где был убит стражниками при попытке его освобождения в 1764 году, когда ему было 23 года.

А Екатерина Великая только через 18 лет своего царствования вспомнила о царских узниках и, понимая, что после 35 лет заточения они уже никакой угрозы не представляют для царского престола, приняла в 1780 году решение их всех выслать из Российской империи в пожизненную ссылку в Данию, где жила в то время и правила при датском королевском дворе их родная тетка по отцу, вдовствующая королева Юлиана Мария (1729–1796), родная сестра Антона Ульриха Брауншвейгского. Немка по рождению, принцесса, она с 1752 года была второй супругой датского короля Фредерика V, который правил страной с 1746 по 1766 год.

Король датский, жуир и ловелас, любил вино и рано умер, и хотя на престол взошел его сын от первого брака, став королем Кристианом VII, реальная власть оказалась в руках вдовствующей королевы Юлианы Марии.

Кстати, именно она основала в 1782 году первую фабрику знаменитого теперь во всем мире королевского фарфора, на которой по ее приказу создали редкой красоты сервиз под названием «Флора Даника» в подарок русской императрице Екатерине II, – видимо, за заботу и хлопоты о четырех царских узниках, детях Антона Ульриха, брата Юлианы Марии. Ведь бремя платежей на их содержание взял на себя русский царский двор и нес его покорно до 1808 года – до тех пор, пока был жив последний из узников, даже когда Екатерина II и Юлиана Мария скончались (обе в 1796 году).

 Когда встал вопрос о том, куда разместить бывших царских узников, то в городе Хорсенс построили для них великолепный дворец в стиле голландского барокко. Возводить его пригласили придворного архитектора Каспара Фредерика Харсдорффа и зодчего Андерса Крузе.

В документах городского архива того времени говорится: «Дворец был богато уставлен изнутри дорогой изящной мебелью, полы устилали роскошные персидские ковры, картины известных художников украшали стены многочисленных его залов, с потолков свешивались хрустальные люстры. Более 46 человек состояли на службе при дворце, не считая собственной свиты царских узников, в числе которой, кроме охраны, фрейлин, камеристок и служанок, были также православный священник с двумя дьяконами. В специально сооруженной часовенке шли православные богослужения».

 Заботливая тетушка Юлиана Мария выслала за детьми своего брата в 1780 году датский королевский корабль, чтобы тайно доставить их сначала в Берген, а затем, пересадив на датский фрегат, под королевским уже флагом переправить в порт города Фладстранд (ныне – Фредериксхавн) на севере полуострова Ютландия. И затем в королевских каретах и повозках довезли их с пожитками и свитой в Хорсенс.

 Королевская тетушка своих русских племянников и племянниц явно старалась баловать. Со всей округи доставлялись им свежайшие продукты, лучшие вина, экзотические фрукты и овощи из стран Востока и Африки. Также баловала она их тончайшими кружевами, привезенными из Голландии, шелками и роскошной парчой из Франции и дорогими мехами из Германии.

 Старались слуги создать им комфорт и негу, чтобы жизнь вновь шла по заведенному в России порядку. При этом, судя по архивным документам того времени, царские сироты вели очень замкнутый образ жизни и в светской жизни не участвовали.

 И была на то своя причина. Они чаще всего выезжали куда-либо тайно в каретах в обществе самой тетушки Юлианы Марии и ее свиты или же проводили время в кругу своих фрейлин и советников. Потому как слишком много было у них недугов, обретенных ими за то время, что они провели в царских застенках крепости в Холмогорах.

Старшая царевна Екатерина была 39 лет отроду на момент переезда к тетушке в Данию. У нее были серьезные проблемы со слухом, она плохо и несвязно говорила и чаще использовала жесты, чтобы объяснить свои желания. Ее не стало в 1807 году в возрасте 66 лет, но прожила она дольше всех бывших царских узников.

 Царевны Елизаветы не стало уже в 1782 году, то есть через два года после приезда в Данию. Ей было 39 лет. Она мучилась от головных болей, которые донимали ее с тех пор, как она еще ребенком упала с лестницы и ударилась головой о каменную ступеньку.

 Царевич Петр, старший из братьев, вследствие детской травмы был сутулым и от рождения кривоног. Он был боязлив и крайне застенчив, говорил мало. Ушел из жизни в 1798 году в возрасте 52 лет.

 Самый младший – царевич Алексей ушел из жизни в 1787 году в возрасте 41 года.

 В 1808 году вся роскошная обстановка дворца в Хорсенсе – мебель, картины, ковры – ушла с молотка на аукционах.

И два года дворец стоял тихий и опустевший, пока в 1810 году сюда не переехала после развода с королем датским Кристианом VIII его неверная жена. Она прожила здесь в изгнании почти 30 лет, забытая светом и семьей, до своего последнего дня, но в неге и роскоши дворца соответственно статусу. Когда ее не стало, дворец вновь опустел и позднее, в 1915 году, его просто разрушили.

 А вот средневековый храм монахов-францисканцев судьба хранила, он действует и стоит на территории бывшего монастыря, величием своим привлекая прохожих под свои готические своды. Чтобы можно было удивиться красоте его внутреннего убранства и поклониться праху четырех русских царских узников – Екатерине, Елизавете, Петру и Алексею, великим князьям и царским потомкам, волею судеб занесенных в эпоху лихолетья в далекие датские края. Память о них хранится на чужбине, а имена увековечены на мраморной доске в капелле древнего монастыря в Хорсенсе.

 К слову сказать, датчане, жители этого городка, вместе с русским священником отцом Сергием Бондаревым и православными прихожанами, которые знакомы с историей царских узников, приходят каждый год в этот средневековый храм, чтобы отдать дань памяти царским потомкам и возложить цветы. А после службы поговорить о русской и датской истории, о превратностях судеб и о доброте, что по сию пору помогает людям в столь непростое время и спасает мир.

Комментарии закрыты.