Миры Андрея Тарковского

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

4 апреля 1932 года родился выдающийся режиссер Андрей Тарковский, фильмы которого включены в списки лучших кинопроизведений всех времен и народов  

За свою режиссерскую карьеру Андрей Тарковский снял не так много фильмов, но они стали классикой кинематографа. Его картины получили престижные международные награды, его фильмами восхищался Федерико Феллини, а Ларс фон Триер считал Тарковского своим учителем.

 В 1954 году Тарковский стал студентом ВГИКа. Известный режиссер Михаил Ромм взял его к себе в мастерскую. Спустя два года Тарковский снял свой первый короткометражный фильм «Убийцы» по одноименному рассказу Эрнеста Хемингуэя. Курсовой работой стала картина «Сегодня увольнения не будет», а дипломной – фильм «Каток и скрипка». Сценарий к нему Тарковский написал вместе с Андреем Кончаловским. В 1961 году картина получила первый приз на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке.

После окончания ВГИКа Тарковский работал на «Мосфильме». В 1961 году по совету актера Василия Ливанова он подал заявку на съемки фильма об иконописце Андрее Рублеве. Над сценарием Тарковский снова работал вместе с Кончаловским. Картина должна была состоять из нескольких новелл о жизни средневековой Руси. Подготовка заняла три года: нужно было изучить историю этого периода, возвести масштабные декорации, подобрать актеров.

Параллельно режиссер работал над другими проектами. В 1962 году он снял киноленту «Иваново детство» по рассказу Владимира Богомолова о мальчике-сироте, который одержим ненавистью к фашистам. Чтобы противопоставить детство и войну, Тарковский чередовал в фильме сон Ивана, возвращающий его в счастливые времена, с жестокой реальностью.

Тарковский говорил: «В «Ивановом детстве» я пытался анализировать сам процесс, а скорее, состояние человека, на которого воздействует война. Если человек разрушается, то происходит нарушение логического развития, особенно когда это касается психики ребенка… Он [герой фильма] сразу представился мне как характер разрушенный, сдвинутый войной со своей нормальной оси».

В 1962 году «Иваново детство» впервые показали на большом экране. Фильм имел огромный успех: в этом же году на Международном кинофестивале в Венеции он получил «Золотого льва».

Французский писатель Жан-Поль Сартр так отозвался о картине: «Фильм Тарковского кажется мне специфически русским. Здесь, на Западе, мы сумели оценить стремительный мир Годара и медлительность Антониони. Но нам в новинку сочетание этих двух скоростей у постановщика, который не черпает вдохновения в произведениях ни того, ни другого автора. Режиссер передает военное время в его невыносимой медлительности и в том же фильме перескакивает из эпохи в эпоху, отказывается развивать сюжетные линии, чтобы вернуться к ним в другой момент или в минуту их смерти».

К «Андрею Рублеву» Тарковский приступил в 1964 году. Режиссер долго подбирал актеров. На главную роль претендовали Василий Ливанов, Иннокентий Смоктуновский, Владимир Высоцкий и Станислав Любшин. Но Тарковский всем отказал из-за их известности. В итоге роль получил актер Свердловского драмтеатра Анатолий Солоницын.

В своем дневнике 1 апреля 1966 года Тарковский писал: «В фильме о Рублеве мне меньше всего хочется совершенно точно восстановить обстоятельства жизни инока Андрея Рублева. Мне хочется выразить страдания и томление духа художника в том виде, как понимаю их я, исходя из времени и проблем, связанных с нашим временем».

Фильм состоял из восьми новелл, съемки начали с последней – «Колокол». По сюжету иконописец Андрей Рублев держал обет молчания и нарушил его только в конце картины, сказав: «Вот пойдем мы с тобой вместе. Ты колокола лить, я иконы писать». Режиссер во всем хотел добиться правдоподобия – он даже запретил Солоницыну разговаривать за три месяца до съемок.

Согласование фильма затягивалось. Тарковскому предъявили целый список «серьезных промахов и недостатков»: слишком затянутые эпизоды, ненужные «натуралистические излишества» и недостаточный акцент на творчестве Рублева. Но в 1969 году фильм случайно продали французскому кинопрокатчику Алексу Московичу, который показал ленту на Каннском фестивале. Фильм был принят восторженно и получил награду ФИПРЕССИ.

Газета «Монд» писала: «Андрей Тарковский делает честь советской кинематографии. Если Тарковский сумел снять такой фильм, значит, Довженко и Эйзенштейн нашли себе достойного преемника».

Картину разрешили и в СССР – в 1971 году прошел премьерный показ, но фильм показали в урезанном виде: он был короче авторского на 30 минут.

Полную версию киноленты хотели уничтожить, но фильм спасла монтажер Людмила Фейгинова: она прятала коробки с пленкой по кладовым «Мосфильма». Авторскую версию фильма зрители увидели только в 1988 году.

В 1970 году Тарковский приступил к экранизации повести Станислава Лема «Солярис». По сюжету на таинственную планету Солярис прибывает космонавт Крис, где Океан-мозг манипулирует сознанием космонавтов и делает их воспоминания реальными. Фильм Тарковского – притча о человеке и морали, а не о космосе. Во время работы над картиной режиссер встречался с Лемом и поделился с ним сценарием, однако текст писателю не понравился. По его мнению, Тарковский сделал его слишком философским. Лем говорил: «“Солярис” должен был стать вопросом о границах человеческого познания, а не психологической драмой типа “Преступления и наказания” в космосе».

Тарковский объяснял: «Я хотел бы доказать своей картиной, что проблема нравственной стойкости, нравственной чистоты пронизывает все наше существование, проявляясь даже в таких областях, которые на первый взгляд не связаны с моралью, например проникновение в космос, изучение объективного мира».

В 1972 году состоялась премьера картины на Каннском кинофестивале. Фильм Тарковского получил Гран-при жюри и приз ФИПРЕССИ. Советские зрители увидели картину в 1973 году.

Следующий фильм, «Зеркало», режиссер посвятил личной драме. Через сны и воспоминания прошлое в картине переплетается с настоящим. В 1974 году прошел закрытый показ «Зеркала», фильму присвоили вторую категорию – его показывали лишь в нескольких кинотеатрах. На премьере присутствовали композитор Дмитрий Шостакович, писатели Юрий Бондырев и Чингиз Айтматов.

В фильме «Сталкер» по повести братьев Стругацких «Пикник на обочине» действие происходит в запретной Зоне, где есть комната исполнения желаний. В своем дневнике 7 января 1975 года режиссер записал: «Мне важно установить в этом фильме то специфически человеческое, нерастворимое, неразложимое, что кристаллизуется в душе каждого и составляет его ценность».

Над сценарием писатели и режиссер работали вместе. В 1980 году на Каннском кинофестивале картина получила приз экуменического жюри – независимую награду от христианских мастеров кино.

В 1982 году Тарковский уехал в Италию на съемки картины «Ностальгия» и уже не вернулся в Россию: он не хотел тратить силы на долгое согласование фильмов и споры с художественной комиссией.

В 1985 году Тарковский начал работу над последним своим фильмом – философской драмой «Жертвоприношение» по сценарию Аркадия Стругацкого. По сюжету журналист приносит в жертву все, чтобы прекратить ядерную войну в мире.

Свой жизненный путь Андрей Тарковский завершил в Париже 29 декабря 1986 года.

По материалам culture.ru

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.