Прорывы в области космонавтики превосходят суммарные достижения во множестве других областей
Александр Балтин
Русский провидец, поэт космоса Константин Циолковский утверждал, что космос абсолютно счастлив. Как бы желая проверить это, человек вступил в новую эру взаимоотношений с глобальным пространством 12 апреля 1961 года…
Юрий Гагарин
Он покорил человечество не только результатом полета, но и открытостью улыбки, которой могли позавидовать кинозвезды.
Разумеется, покорение космоса – звучит избыточно по отношению к человеческим возможностям, однако жажда прорыва, томившая человека на протяжении веков, была отчасти удовлетворена.
Полетом грезили всегда, мечтая о преодолении земного тяготения, и вот – свершилось: ракеты стали уходить в пределы, столь же мало изученные, сколь манящие, и первый космонавт, свершив запланированное, возвращается на землю триумфатором человеческой мысли и воли.
Открывается новая эра, и развитие внутри нее происходит с повышенной интенсивностью: с такой, что уже новые космонавты не вызывают бурного восторга, порожденного полетом Гагарина.
Космос становится ближе.
Проверить, счастлив ли он, как утверждал Циолковский, возможности так и не представилось, но свершенное заставило смотреть на мир иначе, расширив пределы мировосприятия людей и щедро пополняя общечеловеческую копилку знаний.
Прорывы в области космонавтики превосходят суммарные достижения во множестве других областей, демонстрируя, что мысль человека, позволившая создавать космические аппараты, грандиозна и не имеет права замыкаться на земном.
Довольно обширный ныне отряд космических путешественников держится на двух китах: первом человеке, поднявшемся в космос, и первом, вышедшем в открытую бездну.
Алексей Леонов
Его жизнь шла из дебрей народных, из самых низов; его жизнь была трудна – вероятно, именно для того, чтобы полнее раскрылись его возможности и дарования.
Алексей Леонов окончил военную авиационную школу летчиков, а через несколько лет после завершения учебы в Чугуевском военно-авиационном училище был зачислен в первый отряд советских космонавтов.
Вероятно, сумма личных качеств Леонова сложила схему дальнейшей его судьбы, ибо понятие «судьба» так и остается не расшифрованным в человеческом обиходе: не подлежит приручению и не демонстрирует открыто свой норов. Так или иначе, но именно Алексей Леонов в 1965 году, проявляя мужество, переходящее границы обыденности, выходит в открытый космос. Нештатная ситуация, когда раздувшийся скафандр мешал его возвращению на корабль, не смогла сломить великий акт мужества и духовной воли: полет завершился успешно.
История человечества формируется многими событиями и чрезвычайно многими людьми, и то, что имена определенных героев уже не изъять из хранилищ былого, свидетельствует о лучшем, к чему способен человек. И Алексей Леонов – сияющий пример этого.
Константин Циолковский
Наследие Циолковского разнообразно: здесь научные статьи чередуются с фантастическими повестями, а автобиографическая проза с такими заметками, как «Эфирный остров». В них – ощущение мощи, невероятной мыслительной энергии и вместе странный налет некоторой отстраненности. Иные фрагменты текстов заставляют думать о получение знания посредством озарения – путем, технология которого человеку совершенно неизвестна: остается довериться Библии и привести примеры пророков.
Фраза Циолковского не строится, да и не должна строиться по каким-либо художественным канонам или принципам: она достаточно свободна, в том числе и от грации, необходимой в беллетристике, но эта фраза нагружена мыслью. Даже в фантастической повести «На Луне», где художественный элемент присутствует золотыми пылинками, которыми пересыпаны пласты фантазии (или реальности?). Будто Циолковский и впрямь имел возможность заглянуть на Луну в качестве гостя, будто самые невероятные предположения, нарушая параллели земной логики, становятся действительностью…
В небольшой работе «Приключение атома», дополняющей основную – «Монизм Вселенной», – стиль Циолковского фиалково-синеват (если вы верите в цветовое восприятие литературы), прост, выверен и не может быть иным: ибо величие сообщаемого требует именно этого.
Неуемная одаренность Циолковского выплескивалась, помимо бесконечного научного поиска, и в литературу. И если научное его признание широко, то научно-фантастические книги остались за пределами внимания – возможно потому, что шли параллельно научным построениям.
Близкие к фантастике «Свободное пространство», «Грезы о Земле и небе», «На Луне» прорываются в будущее: всегдашняя устремленность к полетам не могла держаться за землю…
«Монизм Вселенной», как философская ступень в постижение оной, не выдержан в духе классического философского построения, но близок именно к рассудочному характеру его прозы: фантастической в той же мере, в какой и философской.
Был и утопический роман о грядущем, опубликованный с сокращениями в 1918 году… Впрочем, был он опубликован и полностью – несколько позже.
Заглядывая в недра 2017 года, Циолковский мало что угадал, но это и неважно в сравнении с дерзновением мысли и словно предъявленным доказательством множественности одаренности.
Читать сугубо литературные работы Циолковского интересно – они все на линии зова, призыва, некоторого неистовства даже; они все – о невозможности успокаиваться, о необходимости постоянной работы мысли и напряжения чувств, и в том их значение, дополняющее огромный мир научных трудов великолепного ученого.
Поэт космоса Циолковский – русский провидец, переорганизовывающий реальность, предлагающий новые лабиринты, иное содержание….
Внешнее творится через внутреннее – первое, казалось, весьма условным в жизни Циолковского, хотя он многое любил из предложенного миром.
Провинциальная бездна – с кривыми заборами и обывательским сонно-сытым мирком – и дерзновение мыслящего космосом человека.
Он объяснял монизм Вселенной абсолютным счастьем космоса: бело-золотистого, переполненного информацией.
Как мыслил провидец? Формулами, сгустками таинственных образов, напластованиями почти музыкально звучащих идей?..
Сначала проявляется сущность тайны, потом начинают мерцать слова. И звездная вечность становится ближе людям.
Владимир Вернадский
Вернадский был создателем биогеохимии, изучающей процессы, протекающие в биосфере; он был открывателем ноосферы: и тут великий мистицизм лучами пронизывает космос мысли… Таинственные взаимоотношения веществ, составляющих основу мысли и ощущений, ведущих к усложненным ассоциациям, через которые и совершаются открытия…
Взаимодействие человека и природы протекает различными путями, но мысль главенствует в оных; сияющие сферы, окружающие землю, поэтичны – поэзия разлита всюду.
Казалось, Вернадского интересовало все: минералогия, кристаллография, геохимия, геология, почвоведение, радиогеология, биология, плюс история науки, плюс общественная жизнь и организаторская деятельность…
Слишком много для одного человека: таких титанов давало только Высокое Возрождение…
Палеонтология, раскрывающая последовательное движение бытия: эволюция, мерно разворачивающая величественные свитки Провидения.
Рассматривая различные гипотезы панспермии, Вернадский пришел к заключению о бесконечности жизни: и валы ее, накатывающие на время (возможно, живо и оно), благодарно вынесли имя ученого на недосягаемые высоты…