74-й Каннский кинофестиваль

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Татьяна Бадалова


 17 июля завершился 74-й Каннский кинофестиваль – одно из главных кинособытий года. Отмененный в прошлом году из-за коронавируса и несколько раз менявший даты проведения, он наконец собрал звезд и киноманов со всего мира.

 6 июля, во время торжественной церемонии открытия фестиваля, на красной дорожке в дизайнерских нарядах и украшениях блистали: Карла Бруни, Хелен Миррен, Энди Макдауэлл, Джоди Фостер, Кэндис Свейнпол, Белла Хадид, Педро Альмодовар, Джессика Честейн и многие другие звезды. Джоди Фостер в тот же день получила первую награду фестиваля – почетную «Пальмовую ветвь».

В программу конкурса вошли 24 кинокартины – больше, чем обычно – со всего мира, включая Францию, Россию, Японию, Марокко, Финляндию, Иран и США.

На всех языках мира

 Каннский фестиваль официально открылся на Лазурном побережье мюзиклом

французского режиссера Леоса Каракса «Аннетт». Эта долгожданная лента, производство которой затянулось на несколько лет, рассказывает о супружеской паре (в исполнении Марион Котийяр и Адама Драйвера), чья жизнь переворачивается с рождением дочери, обладающей уникальным даром. Критики и зрители остались в восторге от оригинальной истории, назвав ее трогательной и вдохновляющей.

 Среди картин, представленных в основном конкурсе, были: «Искушение» Пола Верховена о жизни монахинь-лесбиянок; «Французский вестник. Приложение к газете “Либерти. Канзас ивнинг сан”» Уэса Андерсона о работе расположенного в Париже отделения американской газеты; семейная драма «Все прошло хорошо» Франсуа Озона, главную роль в которой исполнила Софи Марсо; «День флага» Шона Пенна – история отца, который живет двойной жизнью, грабит банки и занимается мошенничеством ради счастья дочери; «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова, почти гоголевская фантасмагория об обычной екатеринбургской семье, заболевшей гриппом в канун Нового года.

 В параллельных программах можно было увидеть документальную историю «Джейн глазами Шарлотты» Шарлотты Генсбур о ее матери Джейн Биркин; полный загадок фильм «Вихрь» Гаспара Ноэ; захватывающий триллер «В тихом омуте» с Мэттом Дэймоном и другие яркие проекты.

 В программе «Особый взгляд» зрителям представили новую работу Алексея Германа-младшего – политический фильм «Дело» о профессоре, оказавшемся под домашним арестом из-за критики властей. В эту же программу включили и фильм «Разжимая кулаки» Киры Коваленко о девушке из Северной Осетии, которая стремится освободиться от удушающей опеки своей патриархальной семьи и начать жить самостоятельно.

 На закрытии кинофестиваля зрители увидели фильм Николя Бедоса «Агент 117: Из Африки с любовью» о приключениях прославленного шпиона Юбера Бониссера.

Сенсация основного конкурса и особый взгляд на русское кино

Конкурс не выявил всеми признанных лидеров, которым совершенно очевидно суждена долгая жизнь на экранах, однако фаворитов, которых специалисты рассматривали в качестве главных претендентов на «Золотую пальмовую ветвь», в этом году было сразу несколько. Как уже отмечалось, восторженные отзывы получил мюзикл «Аннетт» Леоса Каракса. Не менее высокими оценками наградили весьма откровенную работу Пола Верховена «Искушение» и ленту «Память» режиссера Апичатпонг Вирасетакул. Однако мнение критиков, зрителей и прессы членам жюри, конечно, не указ.

 В этом году жюри Каннского кинофестиваля возглавил 64-летний американский режиссер и сценарист Спайк Ли. Выбирать победителей ему помогали французская певица Милен Фармер, французско-сенегальская постановщица Мати Диоп, бразильский режиссер Клебер Мендонса Фильо, австрийская сценаристка и режиссер Джессика Хауснер, французские актеры Тахар Рахим и Мелани Лоран, американская актриса Мэгги Джилленхол и южнокорейский актер Сон Кан-хо.

 В последний вечер кинофорума во дворце Palais des Festivals на набережной Круазет прошла торжественная церемония награждения победителей. Симпатии жюри распределились следующим образом: лучший режиссер – Леос Каракс, фильм «Аннетт» («Annette»); «Золотую пальмовую ветвь» также вручили итальянскому режиссеру Марко Беллоккьо за «уникальное творчество, которое придало современному кинематографу силу и свободу»; лучшим актером назван Калеб Лэндри Джонс, сыгравший в фильме «Нитрам» («Nitram») режиссера Джастина Курзеля; лучшая актриса – Рената Рейнсве в фильме «Худший человек в мире» («The Worst Person in the World») режиссера Йоакима Триера; лучший сценарий – Рюсуко Хамагути и Такамаса Оэ, фильм «За рулем моей машины» («Drive My Car») режиссера Рюсукэ Хамагути.

 Гран-при фестиваля получили два фильма: «Купе № 6» («Compartment No.6») режиссера Юхо Коусманена и «Герой» («Hero») режиссера Асгара Фархади. Кстати, одну из главных ролей в «Купе №6» сыграл россиянин Юрий Борисов, сопродюсерами фильма выступили Сергей Сельянов и Наталья Дрозд, а в написании сценария участие приняла Любовь Мульменко. Финско-российский роуд-муви о путешествии русского шахтера и финской студентки в поезде «Москва – Мурманск», судя по рейтингам международной прессы, получили наиболее теплый прием у иностранной критики.


Международный Каннский кинофестиваль проводится с 1946 года и считается самым престижным в мире. Главная его награда – «Золотая пальмовая ветвь» (Palme d’Or). Этот приз вручается с 1955 года, ранее же (в период с 1946 по 1954 год) самой престижной наградой был «Гран-при».

 Один из главных принципов фестиваля – неразглашение внутренних тайн голосования, о чем каждый из членов жюри дает подписку. В последние годы у них стали отбирать мобильные телефоны, чтобы исключить преждевременную утечку информации.


 Наконец, главная сенсация фестиваля – вручение «Золотой пальмовой ветви» франко-бельгийскому хоррору «Титан» («Titane») Джулии Дюкорно о женщине-убийце с титановой пластиной в голове, беспричинном насилии и безусловной любви. Примечательно, что картина, удостоившаяся ключевой награды фестиваля, оказалась самой спорной в конкурсе: в рейтинге международной прессы фильм «провалился» на третье место снизу, хотя у большинства российских критиков имел успех.

 Дюкорно стала второй женщиной-режиссером с «Золотой пальмовой ветвью» после Джейн Кэмпион (фильм «Пианино», 1993).

 Отдельно стоит отметить, что в этом году нескольких наград удостоились и российские проекты. Так, за день до торжественной части ученица Александра Сокурова,  режиссер Кира Коваленко получила награду в категории «Особый взгляд». Ее снятая на осетинском языке драма «Разжимая кулаки» о взаимоотношениях отцов и детей признана одной из лучших картин смотра. А звание лучшего в секции Nespresso Talents отдали игровому короткометражному фильму Клима Тукаева «Почтальон». К сожалению, российская драма «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова, вопреки довольно хорошим отзывам, осталась без наград.

 74-й Каннский фестиваль стал самым представительным по программе за последнее десятилетие – по известным причинам кинолент было больше, чем обычно. Несмотря на это, зрители и критики пришли к единому мнению: по профессиональному мастерству конкурс получился довольно ровным, но двухлетняя пауза между фестивалями не принесла прогнозируемого созвездия шедевров.

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.