Самое французское богословие

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Много факторов сошлось воедино в том, что именуется общим словом «янсенизм»

Д-р АВГУСТИН СОКОЛОВСКИ


Говоря французам о теме моей докторской работы по богословию, я часто прибегал к упрощению. Достаточно было сказать, что я писал «по янсенизму», как в ответ слышалось понимание, о чем речь, и почти что заговорщическое одобрение. Понимание, помноженное на симпатию. Ведь, пожалуй, в политической, интеллектуальной и религиозной истории Франции трудно найти феномен, который одинаково положительно воспринимался бы и верующими практикующими католиками, и агностиками, и даже… воинствующими атеистами. Слишком много факторов сошлось воедино в том, что именуется общим словом «янсенизм».

Чтобы понять причину симпатии наших современников во Франции к янсенизму, пожалуй, будет достаточным упомянуть, что великими янсенистами были Блез Паскаль и Жан Расин. Будучи обречены на неудачу, янсенисты одновременно противостояли и «справедливости» Людовика XIII, и абсолютизму Людовика XIV, и «коварству» почти всемогущих тогда иезуитов, и властной самоуверенности римских пап.

Корнелий Янсений

И все же свою докторскую работу я посвятил не янсенизму, а тому человеку, от которого это великое, выдающееся, беспримерное, яркое и противоречивое, известное каждому французу явление получило свое название. Думается, что читателям «Русской мысли» было бы интересно хотя бы вкратце узнать о том, о ком не знает и большинство французов. Узнать о том, кому феномен янсенизма обязан своим названием.

Корнелий Янсен (1585–1638), более известный по латинизированному варианту своего имени «Янсений» или «Янсениус», прожил всего 52 года. По тем временам это была долгая жизнь. По критериям не только того, но и нашего времени, жизнь Янсения была интересной, богатой событиями, по детективному противоречивой и, безусловно, прожитой не зря. Это была жизнь, прожитая за правду, воодушевленная идеей и, думается мне, достойная настоящей экранизации.

Янсений родился в ставших тогда свободными Нидерландах, был ученым, преподавателем и епископом в Бельгии. При этом его жизнь была также неразрывно связана с Францией. Именно здесь, в Париже, в 1609 году будущий профессор и ректор одного из колледжей Левенского университета в Испанских Нидерландах Корнелий Янсениус продолжил свое богословское образование и познакомился с Жаном дю Вержье де Оранном, вошедшим в историю как аббат Сен-Сиран (1581–1643).

Сандро Боттичелли. «Святой Августин в своей келье». 1490–1494 гг.

В интеллектуальном общении у Янсения и Сен-Сирана возник революционный проект по возрождению духовной, интеллектуальной и политической жизни того времени. В качестве основы этого процесса Янсений выбрал богословие Святого Августина (354–430). В наши дни, такой глубоко церковный выбор может показаться несколько странным, однако важно понимать, что в XVI–XVII веках христианская философия богословия для большинства европейцев того времени все еще была наиболее релевантным источником интеллектуального вдохновения. Важно помнить и о том, что именно в это время воображение европейцев будоражил вопрос о свободе и предопределении. Именно этот вопрос в значительной степени породил и Реформацию. Сами «янсенисты» называли себя не иначе как «учениками святого Августина».

Несколько дат к биографии Янсения. С 1611 года по приглашению Сен-Сирана он находился в Кам де Пра, возле Байонны, во французской стране басков, где с 1612 по 1614 год возглавлял колледж. Затем он вернулся в Бельгию, где на протяжении более чем двух десятилетий преподавал в Левене, возглавлял колледж Святой Пульхерии, выполнял дипломатические миссии в Мадриде, противостоял академической экспансии иезуитов, чтобы в 1636 году стать епископом города Ипр в Западной Фландрии. В общении и переписке Янсений говорил и писал на французском, писал свои богословские произведения по латыни. Все свое свободное от общественной нагрузки время Янсений посвятил написанию огромного труда под названием «Августин». В нем на нескольких тысячах страниц разгрому было подвергнуто учение иезуитов.

Янсений не хотел издавать свой «Августин» при жизни. Во время эпидемии чумы в Нидерландах в 1638 году епископ Янсений посещал больных. Почувствовав, что заболел сам, он, будучи уже на смертном одре, дописал последние строки своего великого произведения…

«Августин» Корнелия Янсения был издан в 1640. Чтобы защитить произведение своего друга от нападок иезуитов, аббат Сен-Сиран, находившийся тогда в застенках Бастилии, дал своим ученикам благословение вступить в полемику для защиты богословия Янсения. Так родился янсенизм.

В 1637 году Декарт опубликовал свое «Рассуждение о методе». Вряд ли кто-либо догадывался о том, что «Августин» Янсения представлял собой грандиозную попытку представить современникам свое, христианское видение проблематики метода.

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.