Пимен Великий и Патриарх Пимен

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

9 сентября Русская Православная Церковь чтит память преподобного Пимена, чья жизнь была ярким примером духовной красоты и величия православного подвижничества IVV веков

Августин Соколовски, священник


 С 1971 по 1990 год, то есть целых 20 лет, Русской Церковью руководил Патриарх Пимен. Родившись в 1910 году, Пимен был последним «дореволюционным» Патриархом.

Пимен Великий

Хотя эта эпоха многим кажется недавней, образ Церкви того времени довольно непросто восстановить. Очевидно, что она была совершенно иной, особой Церковью, которой было запрещено проповедовать и, по сути, запрещено учить. При этом, в отличие от Церкви любого другого времени, Церковь позднего советского периода была во многом безупречной, а традиции церковности сохранялись среди монашествующих.

Таким монашествующим Патриархом был Пимен. Он очень любил едва ли не единственный тогда в России монастырь – Троице-Сергиеву Лавру, – а монахи отвечали ему взаимностью. По-настоящему монашеским было и имя Пимена. Небесным покровителем Патриарха был святой Пимен, память которого Церковь празднует в сентябре.

Если время Патриарха Пимена было для Русской Церкви периодом маргинализации и молчания, то Пимен Великий (340–450) жил в совершенно другую эпоху. Богословы называют этот период Золотым Веком святоотеческой письменности. В это время зарождалось и стремительно возрастало монашество.

Патриарх Пимен (Извеков) стоял во главе
Русской Православной Церкви в трудные годы
богоборческого правления

В отличие от современного православного монашества на Востоке, которое в целом везде совершенно одинаково, тогдашнее монашество было чрезвычайно разнообразным. Вслед за Афанасием Александрийским и Августином, большинство авторов считало основателем монашеского движения Великого Антония (251–356). В свою очередь, Иероним считал таковым Фивейского Павла (227–342). Пахомий Великий (292–348) собрал огромный монастырь, в котором, как сейчас выяснили ученые, монахи именовались по буквам алфавита. Причем, в определенные регулярные периоды, эти имена-буквы взаимно менялись. Монашеских традиций и учителей тогда было очень много. Уже одно то, что имена некоторых из них сохранились, означает, что именно они для Церкви сделали много.

Между древним и современным монашеством существуют по крайне мере две большие разницы. Во-первых, первоначальное монашество не знало принесения обетов. Обеты, данные при крещении, тогда представлялись достаточными. Они основывались на Библии, тогда как принесение Богу какого-либо дополнительного обещания представлялось этически неправомерным. Во-вторых, ранняя Церковь принципиально отрицала, что монашество является таинством. Ведь таинство объективно и непреложно. Крещение и священство не стираемы. Монашество же обозначает чистое состояние здесь и сейчас. То есть нарушение целомудрия, бедности и послушания означало для древних монахов выпадение из своего состояния.

Пимен был одним из таких монашеских учителей Древнего Египта. В переводе с греческого языка имя «Пимен» означает «пастырь». В отличие от большинства известных нам великих аскетов того времени, видение Пименом смысла аскетической жизни и суть его наставлений в добре были не стоически индивидуальными, как это было свойственно духовности того времени, но глубоко пастырскими и моральными. Поэтому среди исследователей даже бытует мнение, что само имя Великого Пимена – «Великий Пастырь» – является собирательным.

От Пимена до нас дошло немалое число изречений, вошедших в сборники цитат-афоризмов христианских аскетов-пустынников того времени, называемых «Апофтегмами». Так, в ответ на требования Устава, запрещающие монахам дремать в церкви во время общих богослужений, Пимен произнес свою знаменитую фразу: «Если я увижу брата дремлющим в церкви, то первым положу его голову себе на колени».

Храм Пимена Великого в Новых Воротниках

Другое знаменитое выражение Пимена характеризует это мировосприятие, что вдохновляло великое множество людей уходить в пустыню в поисках нового братского монашеского идеала: «Живущий в монашестве должен всех братий считать за одного».

Благодаря имени Патриарха, Пимен Великий, забытый было более поздними христианскими поколениями, в XX веке сделался одним из наиболее почитаемых в Русской Церкви святых. Бывает, что те или иные святые особенно почитаются в определенную эпоху. Потом же они как бы забываются. Очевидно, что святость и ее восприятие есть динамическая реальность.

История Церкви знает святых, которые были весьма почитаемыми прежде, но перестали быть таковыми и святых, которые прежде казались забытыми, но впоследствии становились весьма почитаемыми. Когда такое видоизменение происходит в ходе столетий, объяснение лежит в видоизменившихся структурах общества, богословской необходимости, спонтанном восприятии народом Божьим тех или иных святых. Интереснее и сложнее найти объяснение, когда такая динамика восприятия видоизменения святости проявляется за десятилетия и годы.

Когда Патриархом Русской Церкви был Пимен, одним из никогда не закрывавшихся и постоянно действовавших в то время храмов, был храм в честь Преподобного Пимена. Для храмов это очень редкое название. Так древность первого христианского монашества египетской страны фараонов соединилась с народным благочестием и восприятием святости позднесоветского периода. Народ наш спал в безверии. А великий Пимен положил главу его себе на колени.


«Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям. Злоба никогда не уничтожит злобы; если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твое добро победит его злобу».


Пимен Великий

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.