АННА ГОНЧАРЕНКО
Выбирать лучшие фильмы о Второй мировой войне среди сотен снятых в разные годы и в разных странах – дело сложное. Мы выбрали несколько кинокартин, где центральная тема – сам человек, а сражения и битвы – страшный фон.
Мы не стали акцентировать внимание на исторической достоверности. Каждый из фильмов сосредоточен на человеке, его восприятии и роли в войне, а значит, рассказ может быть субъективным. Чему нас учат эти картины и почему их необходимо смотреть и пересматривать?
«Иваново детство»
Год: 1962
Страна: СССР, «Мосфильм»
Режиссер: Андрей Тарковский
В главной роли: Николай Бурляев
12-летний мальчик, которого война лишила семьи и детства, – главный герой рассказа «Иван» Владимира Богомолова, по которому и сняли фильм. Фальшивый и неубедительный. Так было до тех пор, пока за переработку материала не взялся дебютант Андрей Тарковский. После этого мировой кинематограф получил не просто один из лучших военных, а один из лучших фильмов вообще.
Черно-белая картинка, солнечное лето и зыбкое болото, история в реальной жизни и во сне. Благодаря таланту режиссера рассказ стал понятным, образным, визуально гармоничным и от этого еще более страшным. «Иваново детство» показывает жизнь-перевертыш: страшный сон – война – становится реальностью, а обычная жизнь – теперь всего лишь сон – недостижимой мечтой.
«Отец солдата»
Год выпуска: 1964
Страна: СССР, «Грузия-фильм»
Режиссер: Резо Чхеидзе
В главной роли: Серго Закариадзе
В основу легла реальная история. Сценарист фильма Сулико Жгенти сбежал добровольцем на фронт и на его поиски отправился отец. Вернуть своего ребенка, не дать прерваться роду, давать жизнь, а не отнимать ее – сюжет пронизан гуманизмом.
Отец солдата – старый кахетинский виноградарь – созидатель, а не боец. А ведь в советском кинематографе очеловечить войну было сложно. В этом фильме многое пошло вразрез с генеральной линией. Герой стремится увидеть сына и проходит ради этого через войну. То есть им движет личное, а не общее. Он старый, мудрый человек, тогда как главные герои большинства военных фильмов сильны, молоды и красивы.
В фильме мы увидим, что даже того, кто видел в жизни многое, война меняет. Хотя главное она отнять не может. Старик Махарашвили, которого гениально играет Серго Закариадзе, теряет сына, хотя к этому моменту находит других сыновей, пусть и не по крови. Жизнь все равно не прервется. Эту мудрость не в состоянии изменить даже самая страшная трагедия в истории человечества.
«Женя, Женечка и “катюша”»
Год выпуска: 1967
Страна: СССР, «Ленфильм»
Режиссер: Владимир Мотыль
В главной роли: Олег Даль
Трудно поверить в то, что во время войны есть место для юмора. Кино об этом историческом периоде, как правило, – драмы и трагедии. Но этот фильм – трагикомедия. Он поэтичный, яркий и светлый, из-за чего еще больше контрастирует с другими. Ее герой, наверное, самый чудаковатый солдат кинематографа. Женечка Колышкин – «книжный» мальчик, фантазер и растяпа, от которого в бою больше вреда, чем пользы. Он – как лишняя деталь, которую никак не удается прикрутить к военной машине.
Любовь к Жене Земляникиной, бои на улицах немецких городов, стрельба и драки – часть приключения обычного интеллигентного мальчика, каких среди солдат была масса. Одним из таких был сценарист фильма – один из лучших советских поэтов Булат Окуджава.
Смерть и война врываются в его воображаемую вселенную сказок и рыцарских романов. Но не рушат ее. На чудаках держится мир, который так или иначе наступит после войны.
«Иди и смотри»
Год: 1985
Страна: СССР, «Мосфильм», «Беларусьфильм»
Режиссер: Элем Климов
В главной роли: Алексей Кравченко
Этот фильм снят 35 лет назад, но до сих пор просмотр вызывает шок из-за безжалостного натурализма. Подросток превращается в старика, проходя через все круги военного ада – страх, отчаяние, месть. Все это лишь за несколько дней.
Главный герой Флера сначала еще может влиять на свою судьбу – примкнуть к партизанам, спасаться, возвращаться в родную деревню. Но жернова геноцида затягивают и перемалывают его. У Флеры нет выбора – не смотреть, не замечать, уйти. Он и участник, и свидетель, и жертва в одном лице. Он воюет, на его глазах нацисты истребляют всю деревню, ему удается спастись, но он полностью душевно искалечен. Война перепахала его, хотя едва началась и впереди еще долгие годы до победы.
«Жизнь прекрасна»
Год: 1997
Страна: Италия
Режиссер: Роберто Бениньи
В главной роли: Роберто Бениньи
Какой нужно обладать силой, чтобы превратить войну в игру, концлагерь в квест-комнату, собственную смерть – в веселую сценку? Фильм по книге «Я победил Гитлера» на самом деле о том, как маленький человек побеждает зло. Оно многолико, и это не только враг – фашисты и нацисты. Это еще и страх, который нельзя показать своему ребенку и любимой женщине.
Смешной, как Чаплин, изобретательный, как его маленький бродяга, герой Роберто Бениньи побеждает, погибая. Такой парадокс. Благодаря ему семья в концлагере не теряет надежду, веру, уверенность в себе. Жена и ребенок главного героя остаются после мясорубки лагеря смерти людьми, души которых не изуродованы. Благодаря тому, что зло войны пропускает через себя другой человек.
«Пианист»
Год выпуска: 2002
Страна: Франция, Германия, Великобритания, Польша
Режиссер: Роман Полански
В главной роли: Эдриен Броуди
Основа фильма – реальная история польского пианиста Владислава Шпильмана. Режиссер Роман Полански, ребенком переживший Холокост, вложил в него свои воспоминания. Но идея выходит за рамки двух биографий.
Главный герой – человек, который хочет спастись. Как и все в той страшной войне. Он приспосабливается, замирает при опасности и движется вперед, когда видит возможность. Но «Пианист» – не просто история о том, как выжил гениальный музыкант. Он не от мира сего, возвышен, далек от войны, оружия, боев, убийств и восстания в Варшавском гетто. В условиях, когда остальным важно лишь победить, зачем он нужен? Ведь помощи от него никакой, он просто балласт. Но его спасают, даже жертвуя собой. Как воплощение всего прекрасного, что еще осталось в человеке. Как последнее, от чего может отказаться цивилизация. Чтобы после того, как отгрохочут убийственные аккорды Второй мировой, люди снова услышали прекрасную музыку Шопена.
«Темные времена»
Год: 2017
Страна: Великобритания
Режиссер: Джо Райт
В главной роли: Гэри Олдман
Гэри Олдману воздали должное за исполнение роли Уинстона Черчилля. Но историки раскритиковали исторические составляющие фильма. Стоит ли после этого смотреть? Да. В отличие от других перечисленных картин, в центре этого сюжета человек не обычный, а наделенный властью, с грузом вины за предыдущее военное поражение – провальную и трагичную Дарданелльскую операцию во время Первой мировой.
Несмотря на внешнюю уверенность, он отнюдь не такой цельный, как нам могло казаться раньше. Несколько дней, о которых рассказывает фильм – переломный момент: окончание «странной» или «сидячей войны» и наступление нацистов на Европу. Смириться или бороться, когда страны на континенте одна за другой теряют суверенитет?
Все приемы в «Темных временах» указывают нам на то, как непросто дается Черчиллю решительность. Он, командир окруженного гарнизона в Кале, французские беженцы поднимают глаза к небу, но в темные времена свыше нет помощи – только боль. Двинуться вверх можно, только оттолкнувшись от самого дна. Для этого могущественному премьер-министру нужно опуститься с высоты своего статуса к людям и услышать их.
«Дюнкерк»
Год: 2017
Страна: Великобритания, США, Франция, Нидерланды
Режиссер: Кристофер Нолан
В главных ролях: Финн Уайтхед, Марк Райнэлс, Том Харди
Календарно этот фильм вышел до «Темных времен». Но хронологически операция «Динамо» – спасение 338 тыс. военнослужащих из немецкого окружения на французском побережье в Дюнкерке – происходит через две недели после назначения Черчилля премьером.
Не стоит искать в этой картине Кристофера Нолана документальной точности. Хотя бы потому, что время в ней сломано: для союзников в Дюнкерке проходят дни, для гражданского флота, идущего им на выручку, – часы, для британских летчиков – минуты. Этот ком перепутанных временных отрезков бросают в зрителя. Время искажено. Солдаты стремятся выжить, но потом приходит страх, что их посчитают трусами. На родине их встречают как героев. Восприятие поступков перевернулось. Война изменила все и даже отношение к трем стихиям: земле, воде и воздуху. Суша уже не опора, она горит под ногами, и в этой бойне больше доверия к зыбким материям. Из-за войны мир изменился, и люди уже не будут прежними.