Тридцать семь ангелов

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Надежда Кузнецова


Представляем вниманию читателей нашего журнала рассказ из цикла «Мой немецкий чемодан» писателя, драматурга, члена Союза писателей Санкт-Петербурга и Гильдии драматургов России Надежды Кузнецовой.

    Мы направляемся в деревню под названием Штайнхаузен-ан-дер-Роттум

 (Steinhausen an der Rottum), которая появилась на карте Германии в 1239 году и теперь входит в состав земли Баден-Вюртемберг.

     Наш немецкий друг Марк, инженер-механик, по приглашению старосты общины ремонтировал часы на башне церкви Wallfahrtskirche в этой деревне. Узнав историю строительства церкви, Марк долго находился под сильным впечатлением. И когда мы с мужем в очередной раз оказались в Германии и столкнулись с Марком, он решительно настоял на том, чтобы мы все вместе отправились в эту невероятную немецкую деревню и увидели потрясающую церковь собственными глазами.

     Мы не спорили!

     Собственно деревенским здесь был только запах. Точно такой, как в любой деревне российской глубинки: ядреный запах навоза, пропитавший все вокруг, запах живности, щекочущий ноздри, тонкий аромат свежего сена и горький дровяной угар… В остальном эта немецкая деревня ничем не напоминала деревню… Старые огромные дома, красивые и добротные, вылизанные до глянцевого состояния. И каждый дом – не только дом для жилья, но еще и музей, контора или аптека, магазин или гостиница, харчевня или кондитерская, а также кузница, гончарня, мельница и библиотека… Даже маленький зоопарк в одном дворе…

    Жители этой немецкой деревушки неплохо устроили свою жизнь в современном мире. Сохранив свой патриархальный быт, они наладили неплохой доход для себя и общины в целом. Ведь только чтобы посмотреть на их с виду примитивную жизнь, съезжались люди со всей Германии. Приезжали на свадьбы, на крестины, на концерты, на юбилеи и просто на выходные…

     А почему?!

     Всему причиной – церковь. Около 1400 года в деревне было 37 дворов, а в церковь приходилось топать за 16 километров… Вот и собрались местные мужики на сход.

     Антон, Томас, Андреас, Борис и Бенедикт, Вильгельм и Генрих, и Глеб, Дитрих, Карл, Иоханнес и Курт, Готлиб, Илья, Леонидас и Маркус с Излудом, Николас и Отто, Людвиг с Петером, Франц, Роберт и Симон, Рихард и Тихон, Ульрих и Фабиан, Фридрих, Харламп и Захар, Чеслав и Шарль, Эрхард, Яков, Юнас и Эйнброх.

     Долго шумели мужики и порешили сами, на свои сбережения, строить церковь в деревне. И не лишь бы помолиться зайти, а чтобы зайти – и расплакаться от счастья, веры и любви. Чтобы всю жизнь строить, и чтобы еще детям и внукам досталось. Неизвестно, кому пришла в голову такая идея, кто был самым безумным мужиком в этой деревне. Но только староста быстро собрал деньги на материалы, и строительство началось. Работали все. Мужчины строили, женщины кормили. Как-то само собой придумали, что алтарь украсят 37 ангелов – по числу дворов в деревне. И договорились люди, что больше никому не разрешат селиться в этом месте. 37 ангелов – 37 домов.

     Пока деревня жила скромно, и церковь скромно украшалась. Деревянные резные птицы и цветы, деревянные ангелы на алтаре… Но постепенно ангелов на алтаре заменили на мраморных, а деревянные перекочевали на орган. Деревянные синицы перелетели на спинки скамеек, а резные цветы из дерева потеснились и теперь соседствуют с каменными…

     Постоянно жители деревни приводят в порядок свою церковь. Это их долг. Община богатеет. Никто никуда отсюда не уезжает, а если кто и уедет сдуру, то скоро возвращается. От добра добра не ищут! «Лучше синица в руке, чем журавль в небе!» – повторяет современный деревенский староста старую истину. И со всех сторон хитро посматривают на вас в церкви раскрашенные деревянные синички. И потрогать их можно, и погладить, и поцеловать…

     А когда подойдешь к алтарю, то слезы сами льются потоками, оттого только, что ты попал в другой мир, – мир, где все сделано своими руками, где живут большими семьями, где трудятся бок о бок с соседями и помогают друг другу, мир, где любят свою землю, где с гордостью вдыхают запах навоза, и никого от этого не воротит… И так уже более восьмисот лет.

    Умиляешься всему вокруг, и мир словно другим сделается, и удивляешься мудрости тех деревенских мужиков, простых крестьян, которые при жизни превратились в ангелов.

     Вильгельм и Генрих – плотники, Карл с Дитрихом – гончары, Роберт – корзинщик, Симон – водовоз, Рихард и Тихон – пекари, Фабиан и Ульрих – ткачи, Глеб – резчик по дереву, Иоханнес – лесник, Фридрих – мельник, Харламп – гробовщик, Антон, Томас, Андреас, Борис и Бенедикт – строители, Курт – портной, Леонидас – аптекарь, Илья – свинопас, Захар – мясник, Чеслав и Шарль – виноделы, Эйнброх – писарь и счетовод, Юнас – художник, Франц – дровосек, Николас – рыбак, Маркус с Излудом – кузнецы, Готлиб – трактирщик, Эрхард – коневод, Яков – молочник и сыродел, Петер и Людвиг – охотники, Отто – печник и трубочист.

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.