В сентябрьском номере «Русской мысли» опубликована беседа с Сергеем Филатовым, который утверждает, что все конфликты – межэтнические и межконфессиональные – “от абсолютного незнания культуры других народов”. Но это слишком поверхностное суждение, не объясняющее причин нарастающих по всему миру междоусобиц. Странно слышать такое от человека, бывшего на вершине властной пирамиды и обладавшего информацией, доступа к которой лишены простые смертные. К тому же в истории есть немало примеров, когда годами мирно жившие вместе и хорошо знающие друг друга народы вдруг превращались из дружных соседей в непримиримых врагов.
Источники конфликтов на национальной и религиозной почве, как правило, накладываются одни на другие: социально-экономические, политические, психологические, культурные и т.д. Они подпитываются обычно негативной исторической памятью и дремлющими до поры до времени устойчивыми стереотипами.
Американский «плавильный котел» в XIX–XX веке успешно превращал представителей различных этнических групп иммигрантов из Европы в средних американцев. Но в последние десятилетия он оказался неспособным переварить мощную волну иммигрантов из латиноамериканских и азиатских стран. Представителям небелого населения попасть в «плавильный котел» так и не удалось.
Никита Хрущев в 1961 году объявил, что в СССР сложилась новая историческая общность людей различных национальностей, имеющих общие черты, – советский народ. Однако он перестал существовать после развала Советского Союза.
В Европе политика мультикультурализма, противоположная идее «плавильного котла», также на грани провала под напором миграционного кризиса. Сегодня главную проблему европейских лидеров я вижу в ошибочном понимании толерантности.
Еще Сэмюэль Хантингтон называл христианскую и исламскую цивилизации антиподами, изначально враждебными и антагонистическими. Но если коренные жители Европы относятся к иммигрантам-мусульманам вполне терпимо и даже с состраданием, то мусульмане с самого начала проявляли неприязнь к европейцам, к их традициям и культуре.
С конца прошлого века мусульмане Европы начали открыто демонстрировать свою нетерпимость к основным европейским ценностям – свобода слова и религии, гендерное равенство, права сексуальных меньшинств и т.д. А в последнее время европейцы становятся жертвами агрессивных нападений и террористических актов.
Европейским политикам пора признать утопичность идеи сближения христианской и исламской цивилизаций, увидеть реальность такой, как она есть на самом деле. Нужна твердая, а не мягкая толерантная политика в отношении мусульманских общин, которые совершенно обособленно живут во многих европейских городах, ощущая свою силу и безнаказанность из-за бездействия властей.
Мусульмане должны усвоить простую мудрость: “В чужой монастырь со своим уставом не ходят”.
Димитрий Новак, Загреб