Большие праздники не одиноки
Августин Соколовски, доктор богословия, священник
Дата празднования Рождества связана с верой, широко распространенной среди библейского народа во время земной жизни Иисуса Христа. То было время всеобщего ожидания Мессии. Библия состоит из множества книг, отражающих большие периоды времени. История Библии – это история Завета между Богом и человеком. Бог всегда был верен этому Завету, но человек, представленный народом Божьим, постоянно был неверен и нарушал Завет. Бог посылал вождей и помощников в Древний Израиль, которые избавляли его от бедствий, плена и катастроф, в которые народ сам себя ввергал по своей вине.

По мере приближения рождения Иисуса росло убеждение, что скоро придет такой Помощник и Избавитель, который раз и навсегда, самым решительным образом, спасет народ от всех его несчастий. Именно Ему было суждено стать истинным Помазанником Божьим, единственным Мессией на Небесах и на Земле. Обстоятельства Его земной жизни должны были сделаться не только необычными, но и быть окружены сверхъестественными событиями. Жизнь Мессии просто обязана была быть соткана из множества уникальных и неповторимых совпадений. Одним из таких великих совпадений было предопределение, что Мессия должен был умереть в день своего зачатия.
В библейском тексте есть соответствующие пророчества на эту тему. «Не вари козленка в молоке его матери», — говорится в Книге Исход (глава 23, стих 19). Этот запрет оказался настолько важным, что повторяется в Книге Второзаконие, которая, по мнению ученых, легла в основу Конституции Израиля во время религиозного возрождения накануне Вавилонского плена. Вот что говорится в 21-м стихе 14-й главы этой книги: «Ты народ святой у Господа Бога Твоего. Не вари козленка в молоке матери Его». Слова эти столь загадочны, так тесно связаны они с контекстом времени, в котором были сформулированы, что потребовались опыт Церкви и мудрость Святых Отцов, чтобы дать хотя бы приблизительное их толкование.
Святой Августин (354–430), великий Отец Церкви, в одном из своих малоизвестных, но очень важных трудов, название которого дословно переводится как «Вопросы на семикнижие», то есть первые семь Книг Писания (Quaestionum in Heptateuchum 2; 90), так толкует эти слова Священного Писания: «Поскольку Христос не пострадал в детстве, когда Ирод пытался убить Его, но казалось, что такая опасность нависла над ним, было сделано предсказание со следующими словами: “Не вари козленка в молоке его матери”. Христос страдал, как овечка, сваренный в молоке Его Матери, то есть в момент зачатия, о чем свидетельствует не только празднование Пасхи, но и день Его рождения, хорошо известный Церквам. Тот, Кто родился девять месяцев спустя, около 25 декабря, был зачат, по-видимому, около 25 марта, что также было временем его страданий в молоке Его матери».
Дата 25 марта, о которой говорит Августин и в которую празднуется Праздник Благовещения, была высчитана астрономически, поскольку она связана с празднованием иудейской Пасхи в год Распятия Иисуса. Именно она является определяющим в установлении даты Рождества.
Это свидетельство святого Августина чрезвычайно важно. Ведь Отцы Церкви обычно не занимались историческими изысканиями в литургических делах. Они праздновали события, которые было принято праздновать в их местных Церквях. В эпоху первых Вселенских Соборов царило великое разнообразие, церкви и даже отдельные епархии часто употребляли свои собственные евхаристические молитвы и даже Символы Веры. Унификация данных материй пришла впоследствии, и связана она с распадом единства Восточного Христианства на две части – православную и монофизитскую – и, конечно же, с появлением и распространением ислама.
Чтобы завершить библейскую тему отметим, что пророчество из Исхода и Второзакония не было единственным. Так, в Книге Иова, которая преподносит образ страдающего праведника, в котором христиане увидели Христа Мессию, сам Иов проклинает день своего зачатия. Третья глава этой великой библейской книги, мистического ветхозаветного «Евангелия Страданий» начинается словами: «После того открыл Иов уста свои и проклял день свой. И начал Иов и сказал: погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек!» (Глава 3, стихи 1–3). По убеждению древних экзегетов, среди которых особенное место в Православии принадлежит Отцам Церкви, эти слова также связаны с библейским предопределением о Благовещении, Рождестве и Распятии Христа Спасителя.
Первые христиане называли днями рождения даты мученической кончины Святых. Слово «мученик» на греческом языке буквально означает свидетель. «Так говорит Аминь, Свидетель Верный и Истинный, Начало создания Божия», – говорится в Апокалипсисе (Откровение 1, 14). Из этих слов очевидно, что первым мучеником, подлинным свидетелем был Господь Иисус. Первые три века истории христианства, от Пасхи и Сошествия Святого Духа на Апостолов до единоличного правления Константина (324), были временем гонений со стороны язычников. Мученики страдали за свидетельство своей веры, веруя, что их смерть не есть гибель, но рождение во Христе. В Послании к Коринфянам Апостол Павел называет Иисуса «первенцем из мертвых» (1 Коринфянам 15, 20). В перспективе первых христианских поколений именно день крестного страдания Господа был Его Днем Рождения. Необходимо было пройти трем столетиям, прежде чем с прекращением гонений и началом вселенского распространения Церкви Духом Святым христиане осознали, что необходимо по-настоящему усвоить евангельские повествования о рождении Спасителя в мир и торжественно праздновать Рождество Христово.
Пасха праздновалась христианами с самого начала. Другие праздники пришли впоследствии, на всеобщем христианском уровне они распространились с прекращением гонений. С течением веков, а процесс этот весьма растянулся во времени, в православном богослужебном календаре сформировался высший регистр праздников, общим числом двенадцать, которые по сей день неизменно и с особенной торжественностью отмечаются Церковью. Они так и называются «дванадесятыми праздниками». Все они посвящены Христу, или Богородице, или же Христу и Богородице совместно. Пасха, будучи основой всех этих торжеств и неизмеримо выше по значению, не входит в это число. На двенадцатый день после рождения Христа Церковь празднует праздник Богоявления. В Православии этот праздник также называется Крещением Господним.
Первоначально Богоявление было единственным крупным христианским праздником после Пасхи. В то время как Пасха праздновала воскресение Господа Иисуса, вознесшегося на небо и восседающего одесную Отца, Богоявление праздновало Воплощение Бога и Слова. Богоявление охватывало весь спектр значений, связанных с земной жизнью Господа. Таким образом, Пасха и Богоявление составляли два полюса откровения тайны Нового Завета. В определенный момент истории праздник Богоявления в некотором смысле разделился на две части, и Рождество отделилось от него, подобно тому, как Ева отделилась от ребра Адама. Так было на Востоке.

В Римско-католической церкви Рождество праздновалось с древних времен. В настоящее время в христианском Западе Богоявление в первую очередь символизирует поклонение волхвов, тогда как в Православии оно символизирует крещение Господа Иисуса, начало Его проповеди и начало Его земного служения. Место Богоявления – мир. Бог возлюбил этот мир; Он никогда не оставит его. Силой Своего славного Богоявления Он присутствует во вселенной вечно. Народ Божий знает, что «нет спасения вне Церкви». В свою очередь, Церковь, которая любит этот мир любовью Святого Духа, верит, что вне этого мира, сотворенного Богом, спасения нет.
В 1918 году закончилась Первая мировая война. Спустя четыре года, вследствие поражения греческих армий, которое, в свою очередь имело причиной прекращение помощи союзников для Греции в войне против Турции, все греческое православное население Малой Азии было насильственно переселено в Европу. Константинопольский Патриарх лишился своей паствы. Это было великое, апокалиптическое потрясение.
В 1924 году Церковь Константинополя перешла на современный календарь. Вслед за ней последовали некоторые другие Православные Церкви. В наше время Рождество 25 декабря празднуют греческие православные христиане, Антиохийский Патриархат, а также Румынская, Болгарская, и Албанская Православные Церкви. Церковь Чешских Земель и Словакии и Православная Церковь в Америке также относится к этой группе. Русская Церкви, Сербская, Грузинская, Польская Православная Церковь, Церковь Иерусалима и Святая Гора Афон празднуют Рождество 7 января. Разница в тринадцать дней существует в этом веке, в следующем веке она должна была бы увеличиться еще на один день, но смены даты не будет, потому что по негласному соглашению она была зафиксирована. Русская Церковь празднует свои праздники по старому календарю – юлианскому.
Евангельское повествование о Рождестве Христовом вдохновляет богословов, святых, художников, поэтов и музыкантов создавать авторские произведения искусства, посвященные главному событию истории человечества. Одним из центральных произведений в творчестве немецкоязычного писателя Эцарда Шапера (1908–1984) является «Легенда о Четвертом Волхве», в которой четвертым волхвом оказывается русский князь. Шапер – автор множества художественных произведений, романов, повестей и рассказов, в которых он смело выражает свою позицию писателя и христианина, призывает к следованию евангельским заповедям. Наибольшую известность принес писателю роман-дилогия «Умирающая церковь» (1935) и «Последнее Рождество» (1949) о жизни и трагической гибели православного священника отца Серафима и его общины, о новой надежде, рождающейся в Церкви страданием мучеников. «Легенда о четвертом волхве» (1961), в сказочной форме описывающая путь русского князя, идущего на поклонение Рождающемуся Богомладенцу Христу, представляет собой глубокое размышление автора о судьбе и назначении мира, Церкви и России. Суть повествования в том, что четвертый волхв, который оказался русским князем, вовремя узнал о предстоящем рождении Иисуса. Но он потратил слишком много времени на поиски подарков (среди которых был и русский мед). По пути он раздавал их всем нуждающимся, попадал в различные перипетии и опоздал настолько, что пришел только к моменту Распятия.
Легенда Эцарда Шапера, несомненно, вдохновлена русской религиозной мыслью, а также обстоятельствами жизни самого писателя, который много скитался, жил в Эстонии, Финляндии и Польше, был дважды заочно приговорен к смерти немецко-фашистским судом и стал свидетелем гонимой Церкви в разных, часто противоположных условиях. Как тут не вспомнить великую картину русского художника Михаила Нестерова (1862–1942) «Страстная Седмица», написанную в трагические 1930-е годы, где на фоне русского пейзажа возвышается Распятие, перед которым предстоят Достоевский и Гоголь, священник и жена художника, у которой в руках маленький детский гробик с телом их ребенка. Русский четвертый волхв опоздал, и, подобно ему, по отношению к «общепринятому Рождеству» 25 декабря «опаздывает» и столь важный для Русской Церкви юлианский календарь.

Это «замедление» уникально, поскольку во многом именно благодаря ему внешний мир, почти ничего не знающий о христианстве, обращает внимание на потрясающую, великолепную уникальность православного христианства. По аналогии со Вторым Пришествием Иисуса, которое, согласно Писанию и догмату, вот-вот произойдет, но все еще на пороге, чтобы как можно больше людей спаслось (ср. 1 Тимофей 2, 4), Церкви «старого стиля», предопределением Бога, «приостанавливают» начало празднования, чтобы мир увидел Православие в его суверенной красоте. Суверенен, кто вводит чрезвычайное положение, приостанавливает ход вещей. Подобно Четвертому Волхву, Русская Церковь празднует Рождество с формальным астрономическим опозданием. Тем самым верующие преклоняются перед Вертепом Рождения, когда остальные христиане, католики и протестанты, уже празднуют Богоявление как поклонение волхвов. В Православии поклонение волхвов совпадает с моментом Рождества. Замедление не становится опозданием, а Легенда о Четвертом Волхве сбывается, но не по написанному заранее сценарию. Ведь все христиане все же приходят к вертепу вместе.
В Символе Веры Церковь называется кафолической. Этот термин означает единство в максимально возможном многообразии. Поскольку восточное христианство в IV и V веках возглавляла Александрийская Церковь, в древнейших Православных Церквях, исторически связывавших свою судьбу именно с этим древним центром исторического христианства, сохранился обычай празднования не Рождества, а Богоявления. Поэтому и сегодня Богоявление отмечается 6 января в Коптской Церкви Александрии и Египта, Армянской Апостольской Церкви и других Древневосточных Православных Церквях. Празднование Рождения Иисуса как бы включено здесь в единое событие Богоявления, отдельного праздника Рождества Христова эта великая традиция не знает.
В сфере теологии существует богословская дисциплина, называемая сравнительным богословием. Целью его является выявление отличий между православием с одной стороны и католичеством и протестантизмом – с другой. Другое название этой дисциплины – экуменическое богословие. Если сравнительное богословие носит, скорее, полемический характер, то экуменическое богословие занимается поиском общностей. Одним из очень распространенных критических аргументов в сравнительном богословии является довод о том, что вопреки традиции Древней Церкви, в католичестве и протестантизме празднование Рождества Христова стало гораздо более важным, чем Пасха. Однако при желании этот же аргумент может быть обращен и в обратную сторону. Ведь формально оставаясь «всего лишь» одним из двенадцати главных праздников, Рождество Христово в Православии, подобно тому, как это случилось и на Западе, постепенно (это был очень долгий процесс в течение веков) приобрело характеристики «праздника всех праздников», как называется Пасха в трудах Отцов Церкви. Это сорокадневный пост перед Рождеством, это подготовительные недели, это период святых дней после праздника, в которые всякий пост отменяется, наконец, это сорокадневный период вплоть до праздника Сретения, который создает аналогию между периодом Пасхи и Вознесения.
Однако в отличие от Страстной Седмицы и Пасхи Рождество не упраздняет дни памяти святых, что придает рождественским дням неповторимую особенность. Так, 5 января, накануне Сочельника, Церковь празднует память святого Павла Неокесарийского. Это был епископ, исповедник веры и участник Первого Вселенского Собора в Никее (325).
Город Неокесария, с которым связано имя Павла, был крепостью на Евфрате. Его следует отличать от другой, гораздо более известной Неокесарии, в Анатолии, где среди прочих героев христианской древности епископом был святой Чудотворец Григорий (+275)
Великий древний историк Церкви Феодорит Кирский (393–457) пишет, что на Соборе в Никее при виде Павла и иных исповедников веры, которые пострадали при Великом гонении Диоклетиана, император Константин Великий прослезился. Они имели на себе следы глубоких ран и страшных увечий, нанесенных язычниками. У самого Павла были сожжены руки. Многие язычники, особенно представители судебной и управленческой элиты, не были садистами и не наносили увечий беспричинно. Они слышали, как христиане, в первую очередь епископы, а таковым странствующим епископом-миссионером был Павел, в молитвах называют Евхаристию «Огнем», «Светом» и «Телом и Кровью Бога». «Бог наш есть огонь поедающий», – говорится в новозаветном Послании к евреям (12, 29).
Одержимые порочным любопытством, язычники решили испытать Павла на слове. Если Он действительно дерзает держать в руках «Тело Бога», которое «есть Огонь», то выдержит ли он испытание огнем физическим. Павел выдержал и не отрекся от веры. Христианам на все последующие времена он преподает урок.
Слова молитв, прежде всего обращения к Богу в контексте Евхаристии и Причащения, содержат множество потрясающих по силе дерзновения утверждений. Произнося их, должно быть готовыми претерпеть испытание на верность произносимых слов.
При общении с братьями и сестрами из других христианских конфессий, особенно с католиками и протестантами, важно подчеркнуть, что мы, православные христиане, действительно празднуем Рождество Христово. Ведь среди них широко распространено мнение, что православные христиане празднуют только Богоявление. Поскольку примерно половина православных христиан следует юлианскому календарю, а другая половина – григорианскому, получается, что Рождество в Православии празднуется не только дважды, 7 января и 25 декабря, но и благодаря рождественским святкам, то есть великому праздничному периоду от Рождества до Богоявления, длится почти четыре недели, что практически равно времени подготовки к Рождеству, священному Адвенту.
«Христос воскресе!» По аналогии с этим апостольским приветствием пасхального времени, которым православные христиане приветствуют друг друга от Пасхи до Вознесения, на святках принято восклицать: «Христос рождается!»
