Русское масонство в Европе

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Паутина русской эмиграции, сотканная из сломанных судеб сотен тысяч людей, осталась единственным образованием, объединяющим последних носителей распятой яростной толпой культуры

ХОЧБАР РАМАЗАНОВ

Михаил Андреевич Осоргин

Великий русский философ Николай Бердяев утверждал: «Масонство было у нас в XVIII веке единственным духовно-общественным движением, значение его было огромно… Лучшие русские люди были масонами… Масонство было первой свободной самоорганизацией общества в России, только оно и не было навязано сверху властью».

Говоря о русской эмиграции ХХ века в Европе, невозможно не заметить, что все выдающиеся писатели, философы, художники, да и просто интеллигентные и образованные люди, которых в той среде было далеко не мало, обязательно связаны друг с другом приятельскими, профессиональными, творческими, а порой и более возвышенными, надличностными и наднациональными нитями. Паутина русской эмиграции, сотканная из сломанных судеб сотен тысяч людей, раскинулась по всему миру и осталась единственным образованием, объединяющем последних носителей затоптанной и распятой яростной толпой культуры.

От забвения на обочине истории нашу культуру, возможно, спасла именно эмиграция: талант и стремление сохранить, преумножить и передать последующим поколениям наше наследие, породили огромное количество литературных произведений, выпущенных русскими эмигрантами в Европе в 1920–1940-е и последующие годы.

Вспомнить хотя бы творчество Гайто Газданова, с которым наш читатель мог ознакомиться в предыдущих номерах «Русской мысли». Его роман «Ночные дороги», напоминающий одновременно и беллетристический стиль Хемингуэя, и отчаянность потерянного поколения из романов Ремарка, и эстетику и романтику реализма Луи Фердинанда Селина, был написан в пору работы Газданова ночным таксистом и содержит в себе сцены из жизни бывших столбовых дворян, которые за гроши трудились на французских заводах.

Русская эмиграция была возвышена и отдалена от материального в своих попытках сохранить то, что казалось уже безвозвратно утерянным. Не стоит полагать, что это движение сопровождалось лишь разговорами о чести, полными энтузиазма и веры в красивое. Величайший писатель русской эмиграции Иван Алексеевич Бунин, кстати, очень высоко высказывавшийся о Газданове, наполнил свои «Окаянные дни» строками отчаяния и утраты веры даже в идею наследия и возможности наследственности. Поэтому иначе как подвигом совершенное русской эмиграцией не назовешь. Пройдя через потери, кровь, пот, нищету и лишения, она выполнила свою задачу и передала нам эстафетную палочку, которую мы уже рискуем потерять под волной цифровых технологий и совершенно новых знаний, служащих новому, не терпящему лишений и жертв, взгляду на существование человека в мире.

И все же остались еще нити той старой паутины, по которым мы передаем частички нашего наследия, пытаясь воссоздать общую картину и сохранить ее для нынешнего и последующих поколений.

Как известно, Гайто Газданов был членом двух масонских лож – «Северная звезда» и «Северные братья». Как вспоминает Красавченко, Газданову близка либерально-консервативная идеология масонства: неприятие общественной несправедливости, религиозной нетерпимости и одновременно аполитичность, нежелание втягиваться в злободневную политическую суету. Общественной борьбе как средству общественных преобразований масонство противопоставляло нравственное самосовершенствование человека, общественному равенству – взаимопомощь, любовь между членами ложи.

Что же привлекло Газданова в масонстве? Не питающий иллюзий по поводу признанных социально-политических форм жизни, наученный горьким опытом сначала войны против «русской утопии», а потом не менее горьким опытом французской демократии, показавшей ему «дно жизни», Газданов, одиночка по своему экзистенциальному положению, но не по типу личности, хотел найти выход из одиночества в формах братского объединения – вне и вразрез с существующими партиями, группировками. После того, что произошло в России, у него возникла идиосинкразия на революции, политические партии, группировки, общественные формы спасения. И наблюдавшийся им в России опыт религиозного спасения не внушил ему надежд.

Своеобразие его экзистенциального положения и в том, что он принадлежал к так называемому «незамеченному поколению», поколению, лишенному социальной миссии (Т.Н. Красавченко). Именно масонство стало для Газданова нитью, что навсегда соединила его с другим представителем русской эмиграции – Михаилом Осоргиным, который и привел Газданова в масонство.

Если взглянуть на списки российских масонов, то среди имен можно найти прославленные фамилии видных государственных деятелей, великих писателей, известных деятелей культуры. Однако зачастую люди, чьи имена «на слуху», не играли в движении вольных каменщиков сколь-нибудь значительной роли; имена же подлинных идейных вдохновителей масонства, наоборот, малоизвестны. Одним из несомненных идеологов масонства в ХХ столетии был русский писатель и журналист Михаил Андреевич Осоргин.

Михаил Осоргин (настоящая фамилия – Ильин) родился в Российской империи, в городе Пермь, 7 (19 по новому стилю) октября 1878 года в семье русского столбового дворянина. Фамилию «Осоргин» взял от своей бабушки. Мать писателя – Елена Александровна Ильина – была образованной женщиной, много читала и знала несколько языков. Свои знания она передала детям. Отец писателя – Андрей Федорович Ильин – был судьей, разъезжал по уездным городам Пермской губернии и редко бывал дома. Он баловал и больше всего внимания уделял Мише – самому маленькому из детей. В детстве Михаил любил ходить вместе с отцом на прогулки в лес. В этих походах мальчик постигал красоту русского леса, его тайну и величие. А на реках Кама, Белая Дема, Волга, Ока он часто проводил время с удочкой, «сладко тупел от лодки и рыбной ловли». Изъездив всю Европу, Осоргин по-прежнему считал живописные окрестности Камы прекраснейшими в мире.

Будучи еще гимназистом, Михаил начал печатать статьи и писать рассказы. С отличными оценками в аттестате об окончании гимназии Осоргин поступил в Московский университет на юридический факультет. Параллельно он числился в штате «Пермских губернских ведомостей», ежедневной газеты, издававшейся в Перми. Он также продолжал печататься в различных периодических уральских изданиях.

Осоргин активно участвовал в студенческих волнениях, поэтому в 1899 был сослан в Пермь, под негласный надзор полиции. В 1900 году восстановился в университете и в 1902-м получил диплом юриста и устроился в Судебную палату Москвы на должность помощника присяжного, исполняя одновременно в коммерческом суде обязанности присяжного стряпчего, в сиротском суде – опекуна, в Обществе купеческих приказчиков – юрисконсульта, а также был членом Общества попечительства о бедных.

В 1903 году Осоргин женился на дочери народовольца А.К. Маликова. Критически относясь к самодержавию, столбовой дворянин по происхождению, интеллигент по роду занятий, фрондер и анархист по складу характера, Осоргин вступил в 1904 году в партию эсеров. Их интерес к крестьянству и земле, народнические традиции (на насилие отвечать насилием, на подавление свободы – террором, не исключая индивидуальный), личное бескорыстие, высокие нравственные принципы и осуждение карьеризма привлекали Осоргина. На его квартире проходили заседания московского комитета партии, скрывались террористы. Активного участия в революции Осоргин не принял, но в ее подготовку был вовлечен. Сам он писал впоследствии, что в эсеровской партии был «незначащей пешкой, рядовым взволнованным интеллигентом, больше зрителем, чем участником». В его московской квартире и на даче устраивались явки, проводились заседания комитета партии социалистов-революционеров, редактировались и печатались воззвания, обсуждались партийные документы.

После участия в московском вооруженном восстании 1905 года Осоргин был арестован царскими жандармами и помещен в каземат Таганской тюрьмы. Его приговорили к трем годам ссылки в Томскую область, но в мае 1906 года он чудом оказался на свободе. Поначалу скрывался под Москвой, потом перебрался в Финляндию, а затем оказался в Италии, на вилле «Мария», в приюте многих русских политических эмигрантов.

В Италии Осоргин все больше и больше погружается в литературные занятия. С 1908 года он – постоянный автор, а вскоре и корреспондент «Русских ведомостей» в Италии. В эти же годы в журнале «Русский вестник» печатаются и рассказы: «Эмигрант», «Моя дочь», «Призраки», «Старая вилла». В их героях нетрудно узнать самого автора – это эмигрант, горько сомневающийся в том призрачном деле, которое искалечило его судьбу.

Около 1914 года Осоргин вступил в масонское братство Великой ложи Италии; по рекомендации Крахмальникова посвящен в ложе Venti Settembre. В те же годы, изучив итальянский язык, пристально следил за новостями итальянской культуры (статьи о творчестве Г. д’Аннунцио, А. Фогаццаро, Дж. Паскали и др., о «разрушителях культуры» – итальянских футуристах в литературе и живописи), стал крупнейшим специалистом по Италии и одним из самых видных русских журналистов; выработал специфический жанр беллетризованного эссе, с конца 1910-х годов нередко пронизанного характерной для манеры писателя лирической иронией.

В 1916 году Осоргин, так и не получив официального разрешения, на свой страх и риск возвращается в Россию. По условиям военного времени – кружным путем, через Францию, Англию, Норвегию, Швецию. Февральскую революцию принял сначала восторженно, затем – настороженно; весной 1917 в статье “Старая прокламация” предупреждал об опасности большевизма и «нового самодержца» – Владимира; опубликовал цикл беллетризованных очерков о «человеке из народа» – «Аннушке».

После Октябрьской революции выступал против большевиков в оппозиционных газетах, призывал к всеобщей политической забастовке. Укрепление большевистской власти побудило Осоргина призвать интеллигенцию заняться созидательным трудом, сам он стал одним из организаторов и первым председателем Союза журналистов, вице-председателем Московского отделения Всероссийского союза писателей (совместно с М.О. Гершензоном подготовил устав союза).

Тем не менее за резкую критику в адрес большевистской политики он был сначала арестован, затем отправлен в Казань. Зиму 1921–1922 гг. провел в Казани, редактируя «Литературную газету», затем вернулся в Москву. Продолжал публиковать сказки для детей и рассказы. Перевел с итальянского языка пьесу К. Гоцци «Турандот» (1923), пьесы К. Гольдони. Вместе со своим давним другом Николаем Бердяевым открывает знаменитую Книжную лавку в Москве, надолго ставшую приютом интеллигенции в годы послевоенной разрухи, центром общения литераторов и читателей и своеобразным автографическим («рукописным») издательством.

Осенью 1922 года вместе с другими писателями и учеными, включая Бердяева, на знаменитом «философском теплоходе» он был выдворен из страны. По воспоминаниям современников, Осоргин на пароходе плакал: внутреннее чутье подсказывало ему, что никогда больше не увидит он родину.

Эмигрантская жизнь Осоргина началась в Берлине, где он провел год. С 1923 года окончательно поселился в Париже. Публиковал свои работы в газетах «Дни», «Последние новости». Жизнь Осоргина в эмиграции была трудной: он стал противником всех и всяческих политических доктрин, превыше всего ценил свободу, а эмиграция была очень политизирована.

С начала 30-х годов Осоргин все больше времени и сил отдает масонству. Он гордится своей принадлежностью к единственной в мире организации, объединяющей людей всех национальностей и политических убеждений. С 1931 по 1939 год Осоргин – активный член ложи «Северная звезда». По словам исследователя русского масонства В. Серкова, «господствующей идеей» ложи было «общественное служение русской интеллигенции».

В 1938 Осоргин стал Мастером русской ложи «Северная звезда», подчиненной «Великому Востоку Франции». Выступая против политизации масонских лож, в ноябре 1932 организовал независимую ложу «Северных братьев». С этими страницами биографии Осоргина связана повесть «Вольный каменщик», в которой образ русского обывателя-эмигранта, увлеченного благородными идеалами всеобщего братства, противостоит мещански-расчетливой среде парижан. Повесть интересна привнесением в эпическое повествование приемов кинематографа и газетного жанра.

В понимании Осоргина, масонство – это квазирелигиозное братство. Масонство давало противоядие от одиночества.

В предсмертном письме Осоргин писал друзьям: «Весь смысл жизни – общение с хорошими людьми, союз душ, легкий и свободный». По мнению А.И. Серкова, эти слова – «лучшая характеристика ложи “Северные братья”».

Осоргин видел в масонстве нравственную школу, видел возвращение к истинным религиозным идеалам. Он был человеком очень верующим (хотя и совсем не церковным), по-настоящему хранящим в себе евангельский дух доброты. «Любовь все превозмогает и все прощает», – говорил Михаил Андреевич.

После оккупации Парижа в 1940 году фашистами Осоргин бежал вместе с женой в незахваченное немцами местечко Шарби, где и провел весь остаток своих лет.

Как выяснила Нина Берберова, у масонов существовало негласное правило – писать некрологи о масонах. Так, Газданов – автор некролога о Михаиле Матвеевиче Тер-Погосяне, Мастере ложи, возникшей после войны (к 1957 г.) и объединившей все, что осталось от довоенных лож. Братья Адамович и Слоним – авторы некрологов о брате Газданове (в «Новом русском слове», 11 и 19 декабря 1971), а Ю. Терапиано – в «Русской мысли» (27 января 1972).

Скончался Михаил Андреевич Осоргин 27 ноября 1942 года. Некролог появился только в следующем году. Его автор – Г. Гурвич, лично знавший Осоргина, – писал: «…Осоргин был не только крупнейшим писателем. Он был замечательным человеком… последним рыцарем духовного ордена русской интеллигенции. Служение этому ордену было его призванием – не менее нужным и важным, чем его писательская деятельность».

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.