Какой же русский не любит быстрой езды?

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Александр Никольский

Подлинным бриллиантом, подаренным Алексеем Орловым России, стала уникальная порода рысистых лошадей – орловский рысак

Звучит духовой оркестр. Память возвращает из небытия далекие события детства. 1955 год. Только-только завершена реконструкция ипподрома. Яркое солнце, ослепительно голубое небо. Ощущение бесконечного праздника. Множество людей, очень многие в военной форме, в орденах и медалях. Всего десять лет как закончилась война. В памяти всплывает образ человека в белом кителе с огромными усами. «Буденный, смотрите, Буденный!» – шепчут рядом.

Официальное открытие Центрального московского ипподрома состоялось 12 сентября 1834 года. Первое кирпичное здание появилось в конце ХIХ века, на его основе Иван Жолтовский в 50-е годы прошлого столетия спроектировал ныне существующую монументальную постройку. Конские бега регулярно устраивались в Москве с 80-х годов XVIII века: начало этой традиции положил граф Алексей Орлов.

Московский ипподром – это великолепная концертная площадка, где выступления ансамбля Александрова перемежается номерами лихой джигитовки и отточенными до безумного совершенства экзерсисами конников Президентского полка. Впрочем, завсегдатаи ипподрома видели здесь и более редкое зрелище – скачки на верблюдах, собачьи бега и гонки на собачьих упряжках.

Ипподром – это дефиле мод. Именно здесь, особенно в дни скачек на Приз Президента России и Приз Радио Монте-Карло, можно увидеть новинки французской, итальянской и отечественной моды. В роли своеобразных манекенщиц – московские красавицы, сопровождающие состоятельных любителей конного спорта. Поражает обилие оригинальных шляпок. Остается надеяться, что со временем они вернутся и в нашу обычную жизнь.

Ипподром – это и место, где делают большую политику. Особенно это заметно по скачкам, на которых присутствует нефтяная и политическая элита арабского Востока. Не обойтись и без «народной» дипломатии – активное общение молодых конников из европейских стран бросается в глаза. Много красивых, одухотворенных лиц. Похоже, санкции им особо не вредят.

И конечно, это испытательный полигон селекционной работы, где почти два столетия отбираются лучшие представители породы. И еще тотализатор, отчасти напоминающий знакомые по западным фильмам букмекерские конторы.

Иными словами, Центральный Московский ипподром на Ходынке – это целый мир со своими законами, своими хозяевами и гостями. А главные герои ипподрома – орловцы, лучшие лошади России и Европы, элита российского коннозаводства. В нынешнем, 2016 году, будет отмечаться 240 лет орловского рысака. Расскажем об этом подробнее.

БРИЛЛИАНТЫ ОТ АЛЕКСЕЯ ОРЛОВА

Граф Алексей Орлов, младший брат знаменитого фаворита императрицы Григория Орлова, не столь известен широкой публике.

Впрочем, каждый остается в истории по-своему. Алексей – участник дворцового переворота, возведшего на престол Екатерину Великую, создатель и первый председатель Вольного экономического общества.

Именно Алексей Орлов разработал план военной операции против Турции в Средиземном море. Спустя пару лет за победу над турецким флотом в Чесменском сражении получил право именоваться Орловым-Чесменским. О нем великий Михаил Ломоносов напишет: «Не именем одним, но свойствами орлов!»

Орлов, известный своей верностью императрице, получил задание пленить и доставить в Россию известную авантюристку – «княжну Владимирскую», более известную в истории как княжна Тараканова. Недруги Росси, которых хватало во все времена, хотели использовать ее в большой игре, посадив на российский престол. Не забудем, что в то же самое время на юге России появился еще один претендент на власть – Емельян Пугачев. Миссия Алексея Орлова, казавшаяся невыполнимой, была с блеском осуществлена.

В те же годы им было выполнено еще одно деликатное поручение. Как считают историки, именно Алексей Орлов по заданию императрицы выкупил знаменитый бриллиант, украсивший императорский скипетр. Этот камень впоследствии получит название «Орлов». По мнению сторонников романтической версии, этот бриллиант подарил Екатерине Великой в день именин старший брат Алексея Григорий Орлов, пытавшийся тем самым вернуть былую милость. Увы. Так или иначе, но в истории остался Григорий, а не Алексей, умевший хранить чужие секреты…

В середине 70-х годов XVIII века Алексей Орлов, любивший пение, привез в Россию первый профессиональный цыганский ансамбль, получивший колоссальную популярность. Тем самым было положено начало возникновению русского городского и салонного романса. Цыганские мотивы скоро зазвучат в произведениях Алябьева, Глинки, Варламова и Гурилева. Русский романс, ставший со временем неотъемлемым элементом русского культурного кода, можно считать еще одним «бриллиантом», или «жемчужиной, от Алексея Орлова.

И все же подлинным бриллиантом, подаренным Орловым России, стала уникальная порода рысистых лошадей – орловский рысак, выведенная под его руководством. По выходу в отставку в 1775 году граф посвятил себя племенной работе. Он мечтал воплотить в жизнь старую мечту – соединить красоту и грацию арабских скакунов с мощью и рысистыми качествами западноевропейских упряжных пород. Как добиться, чтобы новая порода была одинаково хороша и на параде, и в бою? Она должна была выдерживать суровый российский климат, бесконечные расстояния и плохие дороги. Но главным требованием к этим лошадям была резвая, четкая рысь. Такие лошади ценились крайне высоко. По мнению специалистов, отдельных пород, которые бегали бы устойчивой, легкой рысью, тогда не существовало вовсе.

24 октября 1776 года Алексей Григорьевич основывает знаменитый Хреновский конный завод в селе Хреновое Воронежской губернии. Завод вошел в мировую историю коннозаводства как поставщик ценнейших пород лошадей и пример превосходно организованного коневодческого хозяйства. Дата же основания завода стала днем рождения знаменитой орловской породы, многократно воспетой в русской литературе Толстым, Куприным и многими другими авторами.

В распоряжение графа были переданы лучшие лошади отечественных заводов, а также трофейные жеребцы из Турции и Аравии. В том же, 1776 году Алексей Орлов приобрел за баснословные деньги светло-серого арабского жеребца Сметанку. Сметанка превосходно двигался на всех аллюрах, в том числе и на рыси. Увы, в России прожил недолго, меньше года, успев, однако, оставить четырех сыновей и одну дочь, дав начало знаменитой породе.

От одного из сыновей Сметанки, Полкана, и голландской кобылы на свет появился Барс I, серый жеребец в яблоках. Именно Барс, отвечавший идеалу Алексея Орлова и отличавшийся красотой, силой и резвостью, дал большое потомство. Вскоре на Хреновском заводе все лошади были потомками Барса-родоначальника. Самыми ценными оказались два жеребца: вороной Любезный I и серый Лебедь I. Все современные орловские рысаки по мужской линии восходят именно к этим двум сыновьям Барса I.

После смерти Орлова в 1808 году его дело продолжила единственная дочь Анна. Ее главная заслуга, пожалуй, в том, что управляющим она сделала талантливого коннозаводчика Василия Ивановича Шишкина, тогда еще крепостного. Шишкин с успехом продолжил начатое Орловым дело создания новой породы. При нем начался учет качества потомства каждого жеребца и кобылы.

По свидетельству очевидцев, в 1818 году, при посещении завода Александром I, 500 лошадей, словно приветствуя императора, встали на дыбы и оглушительно заржали благодаря выработанному Шишкиным условному рефлексу. Восхищенный император наградил Шишкина и просил графиню Анну Орлову дать ему вольную.

Сегодня Хреновской конный завод является крупнейшим заводом в мире, разводящим орловского рысака. Кроме этой породы, в Хреновском конном заводе разводят и отличных арабских лошадей – предков орловцев.

ПТИЦА-ТРОЙКА

«Эх, тройка! Птица-тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи…» Кто не помнит эти чудные слова Николая Гоголя!

Кажется, что русская тройка была всегда. Однако это далеко не так. Ей меньше 200 лет. Тогда же она получила и свое нынешнее название. Как вы помните, до Алексея Орлова практически не было породы лошадей, способных двигаться четкой рысью. Тройка просто не могла появиться в Европе с ее тогдашними микроскопическими расстояниями. Она была придумана, родилась для быстрой езды на просторах России.

Тройка уникальна, своебычна, так же как уникален и придумавший ее народ. Это единственная в мире разноаллюрная запряжка. В тройке центральная лошадь, или коренник, идет рысью, а пристяжные скачут галопом. При этом развивается очень высокая скорость 45–50 км/ч.

Особо ценились дружные тройки, где лошади были и под стать, и мастью подобраны. Владимир Даль писал о русской тройке, где коренная в оглоблях да две пристяжных. В богатых выездах коренник традиционно был крупным орловцем.

Бубенцы и колокольчики разрешалось вешать только на почтовые и курьерские тройки. Тройки запрягались в дни свадеб и других праздничных торжеств, когда кучера могли «полихачить» и выпустить в галоп даже коренника.

Конечно, кто-то скажет, что колесница, запряженная тремя конями, трига, была известна еще во времена Древней Греции и Рима. Да, есть сведения о соревнованиях с участием триг, однако историки умалчивают о боевом применении таких колесниц. Третья лошадь не входила в общую упряжь. Ничего неизвестно и об особом аллюре, которым должна была идти третья лошадь. Иногда трига использовалась в ритуальных целях, где три лошади представляли три возраста людей – детство, молодость и старость.

С 1840-х годов на Московском ипподроме стали устраивать соревнования троек. В 1911 году тройку, в один день ставшую символом России, впервые увидели в Европе – на Всемирной лондонской выставке.

Раз уж возникло такое чудо, как тройка, то у нее не могли не появиться свои певцы, причем Гоголь оказался далеко не первым.
В 1825 году поэт Федор Глинка сочиняет патриотическое стихотворение «Сон русского на чужбине». Там были замечательные строки, на которые обратил внимание композитор Алексей Верстовский.

…И мчится тройка удалая
В Казань дорогой столбовой,
И колокольчик – дар Валдая –
Гудит, качаясь под дугой…

Так было положено начало циклу так называемых ямщицких песен. Ответ не заставил себя долго ждать. Проходит несколько лет и поэт Петр Вяземский, друг Пушкина, публикует стихотворение «Еще тройка». Вот строки из него.

Тройка мчится, тройка скачет,
Вьется пыль из-под копыт,
Колокольчик звонко плачет,
И хохочет, и визжит.

Оно вдохновляет нескольких композиторов, в числе которых и Павел Булахов. Так возникает знаменитый романс «Тройка мчится, тройка скачет». Минорная тональность Верстовского сменяется яркими булаховскими красками.
В те же годы появляется и русская народная песня «Вдоль по Питерской», ставшая всемирно известной в исполнении Федора Шаляпина и позднее – ансамбля имени Александрова, а также Дмитрия Хворостовского. Скорее всего, и у нее был свой автор, имя которого история, увы, не сохранила.

Эх, вдоль по Питерской,
По Тверской Ямской да ох,
По Тверской-Ямской да с колокольчиком ох.
Едет миленький,
Сам на троечке…

В мелодиях и словах этих песен, как в магическом кристалле, отразился весь русский культурный код, русский характер, непонятным образом сочетающий в себе грусть и молодецкую удаль.
Не забудем, что в ближний круг Вяземского входили не только Василий Жуковский, Александр Пушкин и Федор Тютчев, но и Николай Васильевич Гоголь.

«И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: “черт побери все!” – его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога нивесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканьи, где не успевает означиться пропадающий предмет, только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны»…

Граф Алексей Орлов-Чесменский
Орловский рысак
Центральный московский ипподром

Николай Сверчков, «Тройка», 1848
Николай Самокиш, «Тройка»
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: 0 (from 0 votes)

Комментарии закрыты.