Дар на миллион евро

0
VN:F [1.9.16_1159]
Rating: +1 (from 1 vote)

Автор: Оксана Карнович

7 октября в Парадном зале Государских хором Ростовского кремля открылась выставка «Дар князя Н.Д. Лобанова-Ростовского в Ростовский музей. Новые поступления»

«Русская мысль» не раз писала о князе Никите Дмитриевиче Лобанове-Ростовском, члене Координационного совета российских соотечественников в Великобритании, чья общественная и благотворительная деятельность активна и разнообразна.

Даритель

Жизнь родившегося в Софии русского князя – Рюриковича в 33-м поколении, предки которого были ростовскими князьями, – многие годы связана с Великобританией. В 1958 году он получил диплом бакалавра геологии в колледже Крайст-Черч в Оксфорде. Учеба стала возможна благодаря выделенной неизвестным меценатом стипендии.

В память об этом в 2012 году Н.Д. Лобанов-Ростовский на свои деньги основал в университете факультет планетарной геологии. А в благодарность своему учителю – профессору органической химии доктору Полу Кенту – он создал постоянное место преподавателя органической химии им. д-ра Пола Кента.

Факультету геологии Оксфордского университета Н.Д. Лобанов-Ростовский подарил написанный маслом портрет основоположника современной геологии Чарльза Лайелла. А поскольку интересом к геологии Никита Дмитриевич «заразился» в горах, недалеко от болгарской столицы, он регулярно преподносит дары в Национальный естественно-научный музей при Академии наук в Софии. В 2014 году это был фрагмент породы с планеты Марс. Экспонат выставлен на почетном месте, недалеко от входа в музей, вместе с фрагментами пород с Луны, которые преподнесли Болгарии Советский Союз и США.

Что касается произведений искусства, то одаренные Н.Д. Лобановым-Ростовским музеи трудно даже перечислить. Это Метрополитен, Музей Соломона Гуггенхейма и Музей современного искусства (МОМА) в Нью-Йорке, Музей почетного легиона в Сан-Франциско, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, Национальный художественный музей Украины в Киеве, Музей театрального искусства в Санкт-Петербурге…

И вот уже пять лет Никита Дмитриевич сотрудничает с Государственным музеем-заповедником «Ростовский кремль». Его цель – создание на своей прапрародине Музея князей Лобановых-Ростовских. Не сразу, но эту идею поддержали и в Ростовском музее, и в Министерстве культуры Российской Федерации.

Предыстория

В октябре 2011 года князь Н.Д. Лобанов-Ростовский предложил Ростовскому музею принять в свои фонды в качестве дара экспонаты и оборудование частного Музея Лобановых-Ростовских в московском парке Фили, к тому времени закрытого по распоряжению местных властей.

В марте 2013 года в Ростов было перевезено содержимое Музея Лобановых-Ростовских общей стоимостью 600 тыс. евро. И в последующие годы дары Никиты Дмитриевича регулярно поступали в Ростовский музей. В настоящее время здесь уже поставлено на учет около 1300 музейных предметов XVII–XXI веков, еще свыше 14 тысяч единиц проходят научную обработку.

Несомненный интерес представляют гравюры и эстампы русских и западных художников XVIII – первой половины XIX веков (портреты русских царей, виды Москвы и Петербурга), приобретенные дарителем в основном в Париже, а также старинные карты России и Европы.

Отличается полнотой коллекция афиш выставок русских художников конца XIX – начала ХХ вв., изданных в разных странах мира в последние четыре десятилетия.

Необходимо также особо отметить архивы Лобановых-Ростовских, Вырубовых и других семей, отражающие жизнь русской эмиграции во Франции, Болгарии, Германии, США. Часть собрания повествует о жизненном пути самого дарителя, раскрывая его многогранную общественную, а также собирательскую и выставочную деятельность. Никита Дмитриевич передал в Ростовский музей свои награды, начиная с юношеских медалей за достижения в спорте и заканчивая золотой медалью Российской премии Людвига Нобеля, врученной ему 30 марта 2013 года.

Богатством и разнообразием отличается представленный в музее раздел декоративно-прикладного искусства, в котором экспонируются английский фаянс и китайский фарфор, старинное столовое серебро и цветное стекло, инкрустированные перламутром шкатулки, индийские ткани и русское ткачество, многочисленные изделия (старинные и современные) из камня, дерева, металла, а также этнографические предметы, приобретенные Н.Д. Лобановым-Ростовским в разных странах мира.

Кроме того, в музей поступила уникальная библиотека, насчитывающая более чем 1000 томов, многие из которых – с автографами.

Особый интерес представляют подаренные Н.Д. Лобановым-Ростовским картины, акварели и рисунки художников XX века. В фонд Ростовского музея поступили произведения таких известных мастеров, как Н.А. Бенуа, Д.Д. Бушен, Л.Е. Кропивницкий.

В 2013 году, во время открытия первой выставки даров в Ростове, Никита Дмитриевич преподнес музею две работы «амазонки авангарда» Александры Александровны Экстер. Это эскизы костюмов к спектаклю А.Я. Таирова по пьесе И.Ф. Анненского «Фамира Кифаред» в московском Камерном театре. «Вакхическая драма», премьера которой состоялась в 1916 году, сразу стала событием во многом благодаря сценографии. Актеры двигались по наклонным площадкам, среди кубов и пирамид, а грим формировал не только пластику лица, но подчеркивал мускулатуру рук и ног, акцентировал мышцы тела актеров. Эти приемы так называемого «эпидермического искусства» хорошо видны на эскизах, хранящихся теперь в Ростовском музее. Приобрел их Никита Дмитриевич в 1969 году в Нью-Йорке у Симона Лиссима, ученика А.А. Экстер.

Искусство начала XXI века представляют несколько работ живущего в Германии Жени Шефа и небольшая, но весьма представительная и разнообразная коллекция произведений В.Н. Немухина – одного из самых дорогих русских художников. Сейчас, благодаря дару Н.Д. Лобанова-Ростовского, в музее хранится девять произведений признанного мастера, характеризующих зрелый период его творчества в живописи, графике, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве.

Новые дарения в Ростовский музей

В нынешнем году Н.Д. Лобанов-Ростовский преподнес в дар Ростовскому музею портрет своей первой супруги Нины, выполненный в 2003 году профессором Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Л.С. Давиденковой. Лидия Сергеевна – выдающийся портретист, чья кисть запечатлела композитора М. Таривердиева, писателя В. Каверина, режиссера Г. Товстоногова, актера и режиссера О. Ефремова и других известных деятелей культуры. Портрет Нины Лобановой-Ростовской – в этом ряду.

Знаток и почитатель русского театрального искусства, Никита Дмитриевич продолжает отслеживать лучшее, что есть на художественном рынке, с целью покупки и передачи в Ростов. Так, уже в этом году на аукционе в Лондоне он приобрел за 3750 евро эскиз декорации к спектаклю В.Э. Мейерхольда по пьесе «Мистерия-буфф» В.В. Маяковского, созданный в 1921 году скульптором, графиком, автором утопических архитектурных проектов Антоном Михайловичем Лавинским. И это классический образец конструктивизма на русской сцене.

Проявляет Никита Дмитриевич интерес и к творчеству современных русских театральных художников. Так, в Ростовский музей поступили отобранные им эскизы заслуженного художника России, члена-корреспондента Российской Академии художеств Марии Владиславовны Федоровой – автора концертных костюмов ансамбля «Русская песня» под руководством народной артистки РФ Надежды Бабкиной, с которым Мария Владиславовна сотрудничает более 30 лет.

Еще одна миссия Н.Д. Лобанова-Ростовского – возвращение произведений русских художников в Россию. Имя Сергея Чепика, выпускника Ленинградского института им. И.Е. Репина, с 1988 года жившего в Париже, в России мало известно. А между тем о его популярности в Западной Европе свидетельствует тот факт, что Пьер Ришар заказывал ему свой портрет, а мастерскую художника посещала Маргарет Тэтчер. Живя в самом центре Европы, Сергей Чепик не переставал думать о России, отсюда – большое количество созданных в Париже работ на русские темы. Одна из них – «Емеля», давно купленная Н.Д. Лобановым-Ростовским у автора, также подарена в Ростов.

Сенсации

В марте нынешнего года Н.Д. Лобанов-Ростовский принял решение передать в дар Ростову три картины общей стоимостью свыше миллиона евро.

Живописная «Абстрактная композиция» (1917 – 1918) кисти А.А. Экстер относится к тому периоду творчества художницы, который очень высоко оценивают исследователи – от Я. Тугенхольда и А. Эфроса (современников А. Экстер) до Г. Коваленко (нашего современника). В те годы она в своих произведениях выходит в чистую беспредметность, создавая «Цветовые ритмы» и «Цветовые динамики» – собственный вариант абстрактного искусства, отличный и от супрематизма К. Малевича, и от архитектоник Л. Поповой, и от цветописи О. Розановой.

Над этой своей «ничего» не изображающей картиной Экстер работала во время обстрелов в Киеве и Одессе, одухотворяя, по словам Я. Тугенхольда, «комбинации разноцветных геометрических поверхностей» «мучительным горением души». Даже привыкшему к миру реальностей зрителю трудно оторвать взгляд от горячих оранжево-красных кругов, синих и черных глубин, блестящих, как эмаль, поверхностей белого. Это какой-то «горний мир», в котором живут чистые идеи.
У картины было не очень много владельцев. Как и эскизы к «Фамире Кифареду», «Абстрактная композиция» была приобретена Никитой Дмитриевичем у Симона Лиссима еще в 1964 году.

По оценке Аукционного дома Sotheby’s, стоимость этой работы в настоящее время составляет 500 тыс. евро.

«Натюрморт с гитарой» легендарного основателя кубизма Жоржа Брака хотя и был написан спустя 10 лет после картины Александры Экстер, но по своему художественному языку он гораздо традиционней. Уже после окончания Первой мировой войны выразительные средства живописи Ж. Брака перестали носить подчеркнуто бунтарский характер. Он пишет красивые натюрморты с фруктами, музыкальными инструментами серо-голубых, светло-зеленых, желтых тонов. К этому периоду творчества художника и относится подаренный Ростовскому музею натюрморт. История его бытования хорошо прослеживается. Сразу после создания он был куплен в частное собрание в Берлине, затем хранился в Цюрихе. Французские эксперты оценили полотно в 220 тыс. евро.

Никита Дмитриевич подарил Ростовскому музею и великолепный «Натюрморт с камелиями, фруктами и вином», созданный в 1918 году выдающимся русским художником Ильей Ивановичем Машковым. По оценке Дж. Баррена, бывшего директора Аукционного дома Sotheby’s, стоимость «Натюрморта» составляет 300 тыс. евро.

Выставка

Почти все подаренные в последний год произведения впервые были показаны широкой публике на выставке «Дар князя Н.Д. Лобанова-Ростовского в Ростовский музей. Новые поступления», которая открылась 7 октября 2016 года в Парадном зале Государских хором Ростовского кремля.

Это уже четвертая выставка, основанная на дарах Никиты Дмитриевича в Ростовский музей-заповедник, однако от предыдущих она отличается особым масштабом. На ней представлено беспрецедентное по художественной и исторической ценности дарение – произведения искусства, документы, исторические раритеты общей стоимостью более миллиона евро.

Посетители получили возможность ознакомиться с выдающимися произведениями русского и зарубежного изобразительного искусства, большинство из которых никогда не экспонировалось в России.

Н.Д. Лобанов-Ростовский специально прибыл из Лондона в Ростов, чтобы присутствовать на открытии знаменательной выставки.

Выставка «Дар князя Н.Д. Лобанова-Ростовского. Новые поступления» продлится до середины декабря.

Дом-музей князей Лобановых-Ростовских

Собирая по всему миру и передавая в дар Ростову сокровища русского и зарубежного искусства, Никита Дмитриевич надеется, что, если не все, то большая часть подаренного будет экспонироваться на постоянной основе в новом Музее князей Лобановых-Ростовских.

Проект реставрации особняка XIX века в Ростове утвержден. Получено и административное разрешение на ремонт здания. Министерство культуры России выделило около 40 миллионов рублей на проведение реставрационных работ. Хочется думать, что теперь ничто не помешает созданию в Ростове Музее князей Лобановых-Ростовских.

Н.Д. Лобанов-Ростовский, магистр, Крайст-Черч, 2009 г.
Проф. Филип Ингланд и Н.Д. Лобанов-Ростовский у портрета Чарльза Лайелла
Джун и Никита Лобановы-Ростовские на открытии серии лекций имени Н.Д. Лобанова-Ростовского в Оксфорде, 2012 г.
Национальный естественно-научный музей при Академии наук в Софии: у витрины с породой с Марса, экспонируемой между лунными породами, подаренными Болгарии США и СССР
В.Н. Немухин, «Валет “Марк Шагал”», 2013 г.
М.В. Федорова, «Ярмарка. Скоморох-шут»
С. Чепик, «Емеля»
А.М. Лавинский, эскиз декорации к «Мистерии-буфф» В.В. Маяковского, 1921 г.
А.А. Экстер, «Абстрактная композиция», 1917–1918 гг.
Ж. Брак, «Натюрморт с гитарой», 1928 г.

VN:F [1.9.16_1159]
Rating: +1 (from 1 vote)

Комментарии закрыты.